среда, 13 июня 2018 г.

Заблуждения и ошибки связанные с талантом

Перейдем к типичным ошибкам и заблуждениям, связанным с футбольными талантами.
Это не взгляд с высокой колокольни – "мол, ай-ай-ай, вы тут все неправильно делаете, а надо так". Это скорее взгляд снизу, ну или может по пути на «колокольню» - то есть о нашем опыте и ошибках. В прошлом тексте обозначили ошибки и заблуждения связанные с оценками и пониманием талантов ребенка. 

Ошибки кроются не в оценке и решении, что ребенок талантлив, уверенность в наличии таланта – даже благо, ошибки в том, что происходит после вердикта. Появление такой оценки/статуса, как «талант» предполагает определенные активные действия. Можно и шире сказать: активные действия со стороны родителей и ребенка предполагает вообще развитие, и спорт, а конкретно, футбол, тут ничем не отличается.
***

Итак, типичные ситуации, с характерными заблуждениями: 

1) решили, что их ребенок талантлив и «все будет!» На начальном этапе занятий, 5-9 лет, такое убеждение часто формируется с подачи тренера или руководителя команды/секции. Родители не очень еще вникли в процесс, но обрадованы и готовы к решительным действиям. Беда в том, что под решительными действиями понимают различные внутренние лагеря/кампы (что иногда, все-таки полезно и вдохновляет) и поездки на далекие соревнования (что полезно для таких детей сильно реже) или состязания с другими родителями по части новых бутс, экипа или еще хуже - сравнения "талантливости" чад.

«Ваш год – очень талантливые дети, такой команды у нас, наверное, еще не было, нужно развивать! Вы главное тренировки не пропускайте и на соревнования обязательно!» - Нередко так решаются совсем другие задачи, а не развитие талантливых детей. Но родители рады и доверяют профессионалам. Доверяйте, но проверяйте. Не опирайтесь на одно мнение, поищите еще оценок и в части талантливости и в части того как эти таланты в данный момент лучше развивать.

В нашем, циничном случае, организаторы школы были и организаторами турниров по всей Болгарии и Румынии и мы послушно обеспечивали им сборы, дополняя пул команд. Кому как зарабатывать – их дело, но в какой мере быть наивным и внимать сладким речам, мы решаем сами. При том, что таланты в команде действительно были, на этом этапе (да и на следующих) сосредоточиться стоит на их развитии, а не на расчете, что на каких-то соревнованиях талант заметят. Замечать пока особо нечего, рано. От одного упоминания: «там будет Атлетико» или «участвует Аякс» - родители превращались в зомби и уже подбирали себе жилье и варианты в Испании или Голландии – «У нас же талант!». Видели в таких турнирах сильно больше, чем они действительно являются и, конечно, готовы были цепляться за такой шанс. Но шансы были надуманными, реально их не было. Это длинный путь и он с появлением таланта только начинается, не нужно торопиться и заниматься тем, что актуальнее в конце пути.

В 6-9 лет пользы от участия в далеких (ну другой конец страны или за границу) соревнованиях будет меньше, чем если вложить те же средства в питание, медицинское обследование или индивидуальные тренировки по разным направлениям. В части соревнований, достаточно местных игр, если дети будут развиваться и расти, время расширить соревновательный опыт и поднять уровень соперников обязательно придет. «Все будет», в том числе и заметят – если правильно организовать развитие. Иначе будет разочарование.

Еще одна сторона - чем талантливее ребенок, тем больше к нему требований. Это нужно понять и принять, это не придирки тренера, а повышенное внимание. Если ребенка выделили как талантливого – то это не значит, что он будет теперь в составе и его нужно поберечь – «дать таланту спокойно развиваться» - нет. Ему нужны особенные условия и еще более высокая конкуренция, нежели тем, чьи таланты пока не проявились. 
Если бы можно было установить стрелку над головой ребенка «талантливый», то эта стрелка – привлечение внимания для тренера: он должен работать больше – он может больше!

2) напротив, решили, что их ребенок не талантлив и «какой смысл?»
Иногда, родители и/или дети выбирают неправильный ориентир или неверно его трактуют. Из-за чего думают, что у них таланта недостаточно. Не бывает так, чтобы все дети одного возраста уделили одинаковое внимание/время тренировкам. Всегда одни начали раньше, другие позже. Те, кто начал раньше – определенно лучше и умеют больше. Не нужно себя с ними сравнивать на предмет таланта, на них нужно равняться – это да, но не сравнивать.

Чему бы мы не решили научиться, кто-то это уже умеет. Так всегда. С точки зрения сравнения в части уровня, разницы нет, сравните вы себя/ребенка с другим ребенком или уже с профессионалом, если оба тренировались больше и дольше вас (вашего ребенка). Ну нелепо же сказать, что вот игрок сборной лучше нашего малыша и расстроиться. Это очевидно, 12-15 лет тренировался, все логично – он лучше. С ребенком, который занимался дольше вас (вашего ребенка) ситуация такая же. Он ожидаемо лучше. Он не родился с такими навыками, он их развил. Можно сравнить потраченное на обучение время и сопоставить результаты. Мало смысла в сравнении текущего уровня пока вы не приложили достаточно усилий.
Для решения о наличии или отсутствии талантов нужно время, нужно создать условия, в которых эти таланты проявятся.

3) сняли с себя ответственность за его развитие 
Перекликается, точнее, продолжает предыдущий пункт. Решили, нет таланта – нет проблем. И в этой шутке немало истины: если талант есть и явный, с этим нужно что-то делать – талант нужно развивать. Правильно ли, неправильно ли, но что-то делать, как-то проявлять активность – тратить время и/или средства. Когда таланта нет, делать ничего не надо. Так проще.

Мы пришли на футбол поздновато, и если бы просто посмотрели на сверстников и их умения, то первое занятие стало бы и последним. Сейчас мы давно догнали и перегнали тех, с кем начинали. Правильная организация и в части качества и в части количества тренировок, позволила пройти тот же путь быстрее. Мы и сейчас имеем меньше «стажа» выраженного в годах, но выше уровень в сравнении с большинством партнеров по командам в Академии.

Это точно возможно. Но реализация такой возможности - целиком зависит от родителей, это их ответственность. Детям вообще невдомек о своих талантах или оптимальной среде их развития – они просто хотят играть в футбол. Не хорошо лишать детей шанса из-за нежелания принять ответственность или поспешных выводов об их бесперспективности.

4) обесценили всю ту работу, которую проводит «талантливый мальчик» Талантливый мальчик работал и работал очень много, чтобы вот так вот впечатлить всех вокруг. Он не родился с готовыми умениями, а развил их. Лучшая реакция на «талантливого мальчика» - он смог и мы сможем!

Вы может даже лучше, но только давайте посмотрим через время, когда вы тоже потренируетесь и чему-то научитесь. Эта схема и для старших возрастов – не торопитесь, тот кто вам кажется талантливым – «ну одаренный, повезло», на самом деле может живет мечтой и тренируется все свободной время.
Футбол очень разнообразен, чтобы научиться играть хорошо, нужно много времени. Тренировками можно выбрать свое, развить все, что можно развить независимо от таланта.

Рассмотрим пример. Как правило, скорость, смелость, игровое мышление – три главных критерия при отборе юного игрока в команду (вообще моделей много 1,2,3, но тут не суть в их разнообразии). Так, например, оценивают в «Краснодаре». Думаю за текущий и предыдущий текст о талантах всем понятно, что только скорость тут – качество врожденное, но и она требует целенаправленных усилий. Смелость, а тем более, игровое мышление – навыки приобретенные, их точно можно развивать. Три из трех – «бинго!» - огромные перспективы. Но то, что можно назвать «проходной балл» - два из трех. То есть пройти можно только за счет усилий, упрощенно скажем – «без таланта». При этом очевидно, что проход и возможен только с усилиями – одного таланта недостаточно.
Чем выше уровень – тем больше для него было затрачено усилий – на одном таланте не уехать далеко.

И еще один дополнительный
5) ребенок уверен, что он талантлив и снижает требования к себе или протестует Сначала о протестах и капризах: большое заблуждение - мнение, что неизменным атрибутом таланта выступает сложный характер. Даже вроде как чем сложнее характер – тем таланта больше. «Ну, тяжело же с таким-то талантищем совладать!» Нет, это просто еще один вариант оправдать слабости или нежелание прилагать усилия: и талант обосновали, и капризность или невоспитанность легко этим же талантом прикрыли. Капризы отдельно, талант отдельно.

А про требования к себе на примере. Сейчас завершается хороший сезон (осталась одна тренировочная неделя и можно подвести итоги) – получилось значительно прибавить и в умениях и в статусе в команде. Было много хороших игр и удачных тренировок, но самая полезная тренировка у Арса в этом сезоне – это тренировка, с которой тренер его прогнал.

Ситуация: тренировка связана со скоростной и скоростно-силовой работой – бег, прыжки, рывки и челноки. Одно из последних упражнений «средний челнок»: по парам с сопоставимым по уровню партнером, дети бегут между линиями 5-10-20 метров и с последней спринт к месту старта. К этому упражнению 6 из 22 присутствующих тренер уже отправил домой. То есть посыл – «работаем на полную, работаем до конца», донес очень явно. Сейчас Арс самый быстрый в группе, в паре с ним был один из главных конкурентов. На последнем спринте, видя, что точно оторвался и победит в забеге, замедлился на последних 3-4-х шагах и, хотя все равно привез сопернику 3 метра и выиграл, услышал: «Не хочешь работать до конца, значит, не хочешь тренироваться. Не хочешь тренироваться – идешь домой». Те, кого выгнали с тренировки, пропускали следующий матч.

Сначала это было вселенское расстройство, горе – все кончено! Но мы ситуацию разобрали и Арс усвоил, что он с таким отношением выиграл забег, но не стал сильнее, а если бы отработал на полную - стал бы. Талант обеспечил ему преимущество, но если его не развивать – преимущество будет временным. Тот, кто гонится за ним и бежит до конца – в итоге догонит. Тренируемся не чтобы выигрывать забеги против кого-то, а чтобы развиваться, все время становиться сильнее. Пусть банально, но выигрывать у себя вчерашнего. Тренер прав, тренер подверг риску результат следующего матча, показав что формирование характера важнее результата - тренеру спасибо!

Добавлю, что филонили там почти все – не все попались. Арсению от этого поначалу было еще обиднее, но когда все разобрали – он справедливо заключил, что обманули они не тренера, а себя.

Все правильно, все по модели LTAD – чтобы добиться большего, нужно научить детей учиться и тренироваться. Тренироваться правильно и тренироваться для себя, до конца, до своих пределов и максимумов – так шансы реализовать и таланты и потенциал, будут выше. Я бы сказал, что только так они и появятся вообще.

Кому-то можно обойтись и без таких острых ситуаций, кому-то хватит слов и объяснений. Суть – необходимо осознавать, зачем ты на тренировке и что ты хочешь сам. Работать на максимуме для себя независимо от наличия талантов – единственный выход для прогресса.
Конечно, я, как и любой родитель, хотел бы, чтобы это понимание пришло к ребенку с первого дня занятий. Объяснял, доносил, даже тоже выгонял с тренировки. Что-то он понимал, что-то откладывалось, но не до конца. И вот созрел и четко почувствовал именно тогда. Уверенно говорю, что почувствовал - потому что это стало очевидно по следующим тренировкам и прогрессу. Ну и хорошо, значит, дальше отношение будет более правильным.

Всегда вместе со словами «у тебя талант» должны быть «теперь если будешь работать, получишь шанс стать профи (стать как …. )!». Установка «талант-усилие-шанс» должна стать стержнем всей философии.

***
Оптимальным будет решение не о наличии или отсутствии талантов – это даже не решение, это достаточно объективная вещь, как факт. Оптимальное решение: все имеющиеся таланты максимально развивать, «разбудить» талант, а возможную его нехватку в отдельных аспектах перекрыть усердием и осознанной практикой, тренировками.

Решение об активном развитии куда полезнее, но принимается реже и тяжелее, потому что требует действий, усилий. По сути, это решение о создании и развитии потенциала, который, наконец, рассмотрим в следующий раз.

Удачи!

Комментариев нет:

Отправить комментарий

UA-104963231-1