суббота, 23 июня 2018 г.

Составляющие потенциала футболиста

Талант и потенциал – вещи разные, но взаимосвязанные.
Талант – набор характеристик личности, которые позволяют усваивать определенные знания или умения быстрее остальных. Талант раскрывается и становится заметным, когда генетически заложенные качества в определенной сфере развиваются. То есть, когда мы чем-то занимаемся. Это ключевой момент. Талант проявляется, и тут все только начинается, потому что будет ли он развит и до какой степени, зависит от потенциала ребенка.

Талантливые дети имеют больше шансов стать профессионалами. Но порой, они упускают эти шансы из-за того, что рассчитывают только на свою одаренность. Необходимо осознавать шансы и понимать, что только максимум усилий позволит их использовать. Тут зона ответственности не только самих футболистов, но и тренеров, родителей, а позднее агентов. Все они формируют окружение, определяют уровень потенциала игрока.

Потенциал представляет собой совокупность всех факторов, от которых зависит, какого уровня может достигнуть спортсмен, в общем, и до какой степени будет развит талант, в частности. Факторы включают личные амбиции, волю, окружающую среду, родителей, тренеров, друзей, финансовые возможности и даже место и страну проживания.
Вот эти факторы и рассмотрим подробнее. Одни более весомы, другие менее, соотношение их значимости на разных этапах меняется, но все они важны.



Итак, высокий потенциал формируется за счет следующего:

Хороший тренер – начнем именно с этого, очевидного и общепринятого фактора. Не смотря на относительно короткие отрезки времени взаимодействия игрока и тренера, тренер оказывает непропорционально большое влияние на развитие игрока. Очевидно, что в занятии футболом исключительно важен тот, кто тебя футболу учит. Тренер может оказать и положительное влияние и отрицательное: может подвести, раскрыть, мотивировать, а может зажать, сломать, задушить интерес. Влияние тренера выходит далеко за пределы обучения техническим приемам или тактике.

Хороший тренер – это наставник помогающий развиваться игроку. Но наставник, который развивается сам, учится, замечает особенные черты, развивает работающие приемы. У одних такая деятельность получается лучше, у других хуже, у кого-то совсем не получается. Например, мы знаем, что получается разглядеть и направить у Сергея Васютина (Смертин, Кормильцев, Тумилович, Головин) и при прочих равных, наверное справедливо решим, что с таким тренером ребенок будет лучше развиваться как спортсмен. Хороший тренер, обязательно педагог и психолог. (Можно почитать мнение того же С.Васютина - Психолого-педагогические аспекты в подготовке футболистов //Проблемы развития физической культуры и спорта в новом тысячелетии. 2017. Т. 15. №1. С. 37-39. – прикреплю статью после поста).

Родители – это самый важный фактор, из тех, что можно считать внешними, то есть, исключая самого юного футболиста, его амбиции и отношение к игре. Важность родителей обусловлена их возможностью влиять на все остальные факторы. Заинтересованные и активные родители –супер-удача для футболиста! Эта мысль, мой своеобразный «Карфаген должен быть разрушен!» - «красная линия» всего блога/паблика.

Влияние может быть и положительным и отрицательным. Родители воспитывают личность, а именно это основа для спортсмена, фундамент его развития. Родители формируют отношение и характер ребенка, создают среду, обеспечивают режим отдыха и питание, участвуют в выборе тренера, команды и места жительства. Родители везде. Родители влияют на отношение ребенка к тренеру и тренировкам вообще, на атмосферу в команде. Их роль подробно рассматривал ранее.

Родители фактор номер один в потенциале ребенка на протяжении всего процесса его обучения. Задачи родителей меняются на разных этапах, но всегда они поддерживают и направляют юного спортсмена, обеспечивая максимально положительное влияние всех остальных факторов, их взаимодействие.

Личные амбиции – чего в футболе хочет сам ребенок и чем он готов пожертвовать ради этой цели. Можно быть очень быстрым, координированным и обучаемым – отличные задатки, но не видеть себя в футболе, не иметь желания тренироваться, не мечтать стать чемпионом, играть за какой-то клуб и сборную. В таком случае потенциал невысок. Я уже писал о первом фильтре в отборе, в скаутинге – «футбол на первом месте!». Выбирают среди тех, кто соответствует этому критерию, среди тех кто любит футбол и живет игрой. Это явная и понятная сторона, но есть еще одна.

Можно много и красиво говорить, что на ребенка нельзя давить, что он должен делать то, что ему нравится, недопустимо с него требовать и так далее. Но личная ответственность за свой успех очень важна и осознание связи усилий и стремления к прогрессу с исполнением мечтаний - необходимое условие развития. Высокие личные амбиции, готовность пожертвовать развлечениями, приложить усилия тогда, когда не очень хочется – это формирует целеустремленность и является характерной чертой чемпиона. С такого ребенка мы не требуем, а напоминаем о его мечтах и целях.

Дополнительные тренировки – тут самая простая и прямая связь: чем больше дополнительных тренировок, тем выше потенциал. Тренировок только в школе/клубе недостаточно. Даже если правильно сформированное отношение к тренировкам в школе/клубе позволяет ребенку брать от этих тренировок больше свои сверстников, значительный отрыв это не обеспечит. Тренируясь как все, столько же, сколько все, можно ожидать, что и будем как все. Чтобы добиваться больше – тренироваться нужно больше.

Простой пример – не ведущая нога. Если «правша» развивает умение действовать левой ногой на высоком, близком в правой ноге, уровне, его потенциал как игрока становится явно выше. Но это не таланты, а просто дополнительная работа над слабой ногой. Тренировки, тренировки, тренировки, причем индивидуальные, дополнительные – на командных на это времени или нет, или его слишком мало для реального развития. Среди прочего, индивидуальная работа отличается от тренировок с командой внутренней мотивацией: это решение и реализация самого игрока.

Поле деятельности для индивидуальных тренировок огромное: в любой момент времени почти любой элемент игры можно улучшать – и технику, и тактику, и физику и, конечно психику. Формы организации дополнительных тренировок могут быть самыми разными: самостоятельно, с партнером(и), с тренером, в рамках другого спорта, идеомоторные тренировки и так далее.

Режим и дисциплина - здесь речь о режиме питания, восстановления и о том, чем занимается игрок в свободное время. И рост ребенка вообще, и текущая форма, очень зависят от того, что он кушает, сколько спит, чем занимается в свободное время. Питание, как впрочем, и сон – обширные темы, достойные отдельного внимания. Но понятно, что есть определенные требования количеству и качеству белков и углеводов в рационе ребенка, к витаминам и различным добавкам. Недостаток сна и в конкретный день и регулярный, приводит к снижению внимания, концентрации, к повышенной утомляемости и другим проблемам.

Свободное время тоже может как увеличить потенциал, так и снизить его: негативное влияние оказывают так называемые «вредные привычки», а так же малоподвижное времяпрепровождение, «рваная» деятельность, дробящая мысли, «клиповое» мышление и восприятие. Последнее характерно для излишнего времени в социальных сетях или видеоиграх. Необходимо объяснять и помогать ребенку, в том числе и ограничивая количество и частоту такого времяпрепровождения – сами дети с трудом могут говорить «нет» таким вызовам и отвлечениям. Положительное же влияние окажет изучение того, чем увлекаешься - чтение, просмотр матчей, разбор каких-то моментов и так далее.

Уровень команды и соперников – для прогресса нужна конкуренция. Как во время тренировок – за место в составе, так и во время матчей – борьба и соревнование должно быть настоящим. Этот баланс, еще одно важное условие высокого потенциала. Обеспечивать его стоит и все время развития и, если все сложилось удачно, во время профессиональной карьеры. Если игрок «перерос» партнеров, команду, в детском футболе это можно решить переходом на возраст старше, или, в команду, где одногодки будут сильнее, чем в текущей команде. Иногда вариант перехода на год старше, используют и в случае с командами, которые явно сильнее всех в своей лиге/возрасте – они заявляются в лигу с возрастом старше.

Сложно провести водораздел, когда этот фактор становится критически важным, но как ориентир – 12-13 лет. Даже превосходя сверстников до этого возраста, оставаясь в команде, можно продолжать совершенствоваться в индивидуальной работе и различных ролях и задачах в команде: лидерских качествах, стандартах, амплуа и так далее. Старше этого возраста тренировки, как и соревнования, становятся более интенсивными – необходимо повышать уровень.

Сюда же можно отнести и тренировочные условия в школе/клубе. Буквально уровень, разнообразие и адекватность используемых тренировочных средств, приемов и даже инвентаря.

Место жительства – то есть климат, страна, регион, город и даже район проживания. Это важный фактор для понимания того факта, что только таланта не достаточно. Традиционный пример, это условный мальчик, который обладает прекрасной скоростью и координацией, мгновенно оценивает и реагирует на движущиеся объекты, решителен и смел, очень любит футбол…, но родился и растет в племени охотников. Таланты нужно проявлять, демонстрировать, развивать и применять, а у «юного охотника» для этого нет никаких условий.

Значение имеет продолжительность времен года (лето/зима), условия для футбола в свободном доступе (поля, дворы и площадки), уровень развития и отношение к футболу в стране, территориальная возможность тренироваться в сильных командах/школах, и, как показали Купер и Шимански, даже количество населения и уровень экономического развития в стране.

***

Это основное, но не все. В отдельных случаях решающее значение могут оказать и еще какие-то факторы (финансы, друзья, агенты или еще что-то), но, полагаю, понятна сама идея потенциала. Потенциал выступает совокупностью различных условий, в которых происходит развитие юного спортсмена. От этих условий зависит уровень, которого может достигнуть спортсмен.

Для конкретного футболиста, ребенка, большее значение имеет не талант, а потенциал. Да, наличие таланта увеличивает шансы стать профессионалом, но это возможно и без явных талантов, а вот без потенциала, даже с талантами, футболистом не стать.

Талант – то, что нам дано от рождения, потенциал же можно изменять. Те, кому нужно, обязательно сделают это на пути к своей мечте, увеличив шансы на то, что она сбудется.

Давайте повлияем на все, на что можем повлиять на пути к цели. Все возможно, удачи!

Поддержать проект

Комментариев нет:

Отправить комментарий

UA-104963231-1