суббота, 3 сентября 2016 г.

Сознательные тренировки

Когда возникает желание помочь ребенку в освоении какого-либо навыка, в развитии и прогрессе в какой-либо деятельности можно выделить два основных направления действий.
Первое – это больше заниматься этим самым занятием, увеличить количество (это экстенсивный путь). В нашем, футбольном случае – это больше тренировок, развитие разных физических качеств и всех направлений футбольного мастерства.
Второе повысить качество деятельности (это интенсивный путь). Добиться того, чтобы отдача от тренировок была выше, увеличить полезность.

При том, что первое логично, естественно и даже неизбежно, начинать стоит со второго. Это понятно: если научиться извлекать больше пользы из того что уже есть, то и последующие, дополнительные тренировки будут эффективнее.

Кроме того, не у всех родителей есть время и возможность увеличить количество, но совершенно точно, у всех есть возможность повысить качество.

Итак, современное представление об усердии, старании и труде обновлено тем, что все это должно быть сознательным. Сейчас эксперты (Ильин Е.П., Гэллуей Т.) и исследователи (Эрикссон К.А.) в области спортивной психологии и мотивации не согласятся с утверждением, что только труд, тренировки, тренировки, тренировки и еще раз тренировки – путь к мастерству. Они добавят - «сознательные тренировки».

Добиться мастерства возможно лишь сознательной практикой (deliberate practice), в которой выделяют три компонента:
1) установление конкретной цели 
2) получение незамедлительной обратной связи и 
3) одновременная концентрация как на технике исполнения, так и на результате. 


«Недостаточно играть гамму до-минор несколько сот раз подряд или отрабатывать теннисную подачу до тех пор, пока у вас не начнут отваливаться руки» - необходимо понимать зачем это делать (цель), оценивать как это получается (обратная связь) и стремиться выполнить как можно лучше максимальное количество (концентрация на технике и результате).

Это формулировка К.А. Эрикссона, но в «Психологии спорта» Е.П. Ильина приводится такой же подход, незначительное отличие только в словах. Разные специалисты, опираясь на разные исследования, выделяют как ключевые именно эти факторы. Это позволяет предполагать универсальность подхода в достижении прогресса в спорте или какой-либо другой деятельности. Отточенный на футболе или любом другом спорте, такой подход – это то, что пригодится в жизни независимо от того, как она сложится и сложится ли спортивная карьера. Постановка цели деятельности и ее понимание значительно повышает результаты.

Что это все означает применительно к конкретному ребенку и к конкретной тренировке? Это означает, что нужно понимать цель как занятий футболом вообще, так прихода на текущую тренировку и конкретного упражнения. Это не просто времяпрепровождение, а осознанная работа, имеющая конкретные цели. Зачем мы делаем это упражнение? Что хотим улучшить/развить? Необходимо понимать какую цель ставит тренер, но и самому для себя обязательно ставить цели и повышать их от тренировки к тренировке. Нужно оценивать, как получается выполнение упражнения, повторять за теми, у кого получается лучше, стремиться превзойти. Оценка позволяет выделить момент ошибки и исправить ее в следующем подходе к упражнению. Нужно оценивать свои действия на предмет поставленной цели: приближают ли они к достижению цели? – Да. - Отлично, продолжаем! – Нет. - Ищем ошибку и исправляем. Ну и стараться как можно больше выполнить правильных упражнений, провести эффективных тренировок. Нужно готовиться к тренировке, как и готовиться к каждому упражнению, следить за другими, а не безучастно или отвлеченно стоять, ожидая своей очереди, как это иногда бывает у детей на тренировках.

Чтобы еще больше настроить на то, что все осуществимо и всего можно достичь, расширю описанное таким утверждением о таланте: «… люди, у которых что-то хорошо получается (будь то игра в футбол или на фортепиано, хирургические операции или программирование на компьютере), достигают этого за счет практики, а не благодаря врожденным способностям» (Эрикссон К.А). Решает не талант, решает целеустремленность, желание и осознанная практика. Очень много осознанной практики.

Добавлю, что два основных направления не противоречат друг-другу, они не взаимоисключающие. Максимальная эффективность будет обеспечена как раз их сочетанием: и ростом направлений и объема, иначе говоря, количества тренировок, и ростом качества работы на этих тренировках.

Прогресса вам!

Отблагодарить автора

Комментариев нет:

Отправить комментарий

UA-104963231-1