пятница, 16 сентября 2016 г.

Сборник ошибок

С момента начала наших индивидуальных занятий с детьми мы наступали на некоторые грабли. Делать это еще и Вам необходимости нет. Потому про те, о которых вспомню, расскажу где «лежат», чтобы не наступали.

Первое. Как только мы провели первые тренировки и они дали небольшой результат, меня это очень воодушевило … и понесло. Мне захотелось разобраться во всем сразу и дать все сразу. Я увидел какое огромное поле есть для индивидуальной работы и самая весомая по времени пребывания в голове мысль того времени: «эх успеть бы все!». Энтузиазм – хорошо, а распыляться плохо. Плохо, потому что бесполезно. Из-за этого распыления как раз и не получится успеть освоить все. Все получится только попробовать.
Мы начали сразу заниматься и развитием всех четырех групп футбольных характеристик, всеми сразу физическими качествами и все это без системы и не очень-то последовательно. В итоге дети, конечно, выполняли мои задания, но и уставали, а я, не понимая вялость, обвинял их в нежелании быть футболистами или нежелании развиваться. И это все «благими намерениями». Это глупо, так не надо. Можно отбить желание, потерять контакт или того хуже «загнать» ребенка.
Ваше воодушевление стоит направить на изучение вопросов развития Вашего юного спортсмена, на обсуждение и создание атмосферы, на то, чтобы пробудить сильный интерес к индивидуальной дополнительной работе у этого самого спортсмена. Это начало, это как фундамент. Сейчас мы тренируемся много и по-разному, много разбираем что-то, беседуем и так далее, но теперь это выстроено в систему и главное теперь дети хотят, а значит, ценят и стараются всем этим заниматься.

Второе. Патрик фон Лиувен в книге «Философия футбола» говорит о такой проблеме, как тренерский «понос»: «когда наставник во время занятия без какой-либо конкретной цели предлагает своим футболистом множество различных упражнений». До описываемого «поноса» не дошло, но было близко: «давайте пасами разомнемся сначала, потом вот побьем, потом еще змейку, поводить же тоже надо, над защитой немного поработаем, ближе к концу над приемом и потом побегаем…». Это все лучше, чем вообще ничего не делать, но не эффективно, время и силы расходуются не так полезно как могли бы при верной организации. Но главное все-таки цели: «сегодня побьем» - а зачем побьем? Почему именно этот удар? Будем продолжать бить, пока не научимся или как? Какая цель? Какой критерий ее достижения? Должно быть понятно, что делаем и зачем. Как должно быть правильно и главное – в каких игровых ситуациях этот элемент будет применяться.

Сейчас план на полуторачасовую тренировку кроме хорошей разминки и бонуса после завершения тренировки в виде конкурса штрафных или подобных «вкусных» и любимых детьми штучек, включает не более трех блоков (упражнений). Если в этот день мы работаем со скоростью, то кроме этого блока будет еще только один: обычно удары, а не дриблинг, пасы в движении или игра, чтобы не устать еще до скорости. Выбираем упражнения исходя из текущего уровня, потребностей в навыках на позиции, а так же ошибок, которые проявляются в играх или тренировках.

Третье связано с тем, что мы спешили переходить к другим упражнениям, считая, что навык отрабатываемый на предыдущем закреплен. Мы работали с Мишей над левой ногой. Стал отдавать пасы и останавливать как правой, добился значительного прогресса в ударах левой. Не все виды ударов и не такое убойное расстояние как у правой, но левая перестала быть «чужой», стала работать. В матчах, играя правого защитника, даже забивал левой после смещения в центр. Затем, в силу смены расписания интенсивная работа с левой прекратилась и следом снизилось ее использование в игре, не до начального уровня, но все же заметно. Теперь будем возобновлять этот процесс. Навык должен записаться, «уйти» в автоматическое исполнение. Для этого нужно сначала хорошо разобраться в тонкостях его выполнения, а затем выполнить очень много повторений отрабатываемого действия (сотни, а скорее даже тысячи).

И последнее, четвертое. Иногда перед тренировкой или играми я давал им советы, что стоит использовать и в каких ситуациях как играть. Проблема в том, что почти каждый раз я пытался рассказать им почти все, что знаю о футболе. Это снова от большого желания, но не от большого ума. Слишком много задач и информации. Не усвоят. Я быстро увидел, что это бесполезно, а иногда даже вредно – ребенок только эмоционально устает. Мы сократили советы и наставления до одного, максимум двух. Есть еще постоянное задание, сквозное так сказать – стремиться использовать в играх то, что тренируем в данный момент.

Кроме большого количества тренировок, я просил их читать, в том числе биографии и отдельные главы или параграфы из учебников, искать интересующие вопросы самим, какие-то истории или заметки связанные с развитием или особенностями игроков. Иногда не вся предложенная информация могла быть понята, иногда ее было больше, чем можно было запомнить и усвоить. Приемы с книгами, статьями и методичками работают, но порции информации должны соответствовать возможностям ребенка.

Кстати о книгах: в упомянутой выше «Философии футбола» ничего особенного для того что бы рекомендовать ее к прочтению нет, только если все уже перечитали, тогда можно. А вот что стоит прочитать и дать детям: «IQ в футболе» Дэна Бланка. Книга своеобразный сборник мыслей и базовых понятий того, как правильно, логично, как умно действовать в игре. Много небольших параграфов, местами кажущихся наивными и очевидными. Но это для меня, а для детей там много нового. Я предложил Арсу и Михе читать не более двух за день (можно и один). Больше все равно не уляжется. Они читают, разбирают прочитанное с примерами из своей игры или игры партнеров, что-то записывают. У них пошло с интересом. Вообще я бы отметил дефицит подобной литературы: книг не для тренеров или родителей, а для детей занимающихся футболом, своеобразной «азбуки».
Эмпатия в этом вопросе имеет важное значение: уметь посмотреть на происходящее "глазами ребенка" очень важно, то что нам кажется очевидным и простым, может быть совершенной непонятным или невыполнимым для него,

По описанным совершенным нами промахам в тренировках можно подвести следующий итог:
В первую очередь нужно желание ребенка, важно быть не только тренером и наставником, но и его союзником, другом в этом общем деле. 
Лучше стабильно и в том объеме, который может быть выполнен и усвоен ребенком, пусть даже сначала совсем понемногу, чем иногда, но помногу. 
Необходимо понимать цели, понимать, зачем вообще тренироваться, развиваться, изучать что-то. 
Важно, чтобы ребенок стремился применять полученные навыки, использовать то, чему научился, что узнал, в чем получил преимущество.

Наверное мы еще где-то давали маху, но это основное, воспользуйтесь нашим опытом.

Отблагодарить автора

1 комментарий:

UA-104963231-1