вторник, 6 марта 2018 г.

LTAD (Long-Term Athlete Development) – Модель долгосрочного развития спортсмена

Поделились и объяснили, а я жадно послушал, затем нашел книгу, но на английском. Попытаться почитать можно, но объективно (в смысле честно) в такие вещи я бы лучше погрузился на русском… ну или хотя бы на болгарском ))

Для подробного изучения и применения будем ждать перевод этой нужной для спорта, тренеров, спортсменов и их родителей книги на русский, а пока ознакомимся с концепцией модели долгосрочного развития спортсмена и рассмотрим ее применительно к футболу.

Тут есть несколько действительно интересных и тонких моментов, которые будут полезны и тренерам и родителям. 

Как бы забавно это не звучало, но начало такое:
Британские и канадские ученые подготовили подробный обзор, основанный на большом количестве исследований, проведенных в различных видах спорта и странах, сформировали определенные выводы и принципы, вылившиеся в концепцию, и продолжили исследование в части ее обоснования. И, так как эти британские ученые – не ребята из культурного мема о самых бесполезных изысканиях, а очень конкретные и настоящие (Balyi, Way и Higgs), результат их исследования получился конкретным и очень полезным. Начались обширные изыскания в 2005-м (наверное и раньше, но в виде гипотез и отдельных исследований), а сформировали в программу в 2013-м.

Собственно в чем польза: результатом работы стала программа «Долгосрочное развитие спортсмена» (LTAD - Long-Term Athlete Development), которая раскрывает ключевые особенности взросления и параллельного становления спортсмена и нацелена на повышение эффективности этого процесса.

Основой программы выступают следующие принципы: индивидуализация, повторность, всесторонность, сознательность и постепенность. Подчеркивается, что при многолетней подготовке юных спортсменов необходимо учитывать возрастные и индивидуальные закономерности развития организма в целом и его отдельных функциональных систем. Это в общем-то, очевидно, но проблема в том, что практика показывает, что такой учет носит формальный или неполный характер.

Вместе с тем, имеют место такие особенности, как неодновременность развития различных систем организма (иначе – гетерохронность), их различная степень реакции на тренировочное воздействия в разном возрасте (сенситивные периоды и консервативность качеств), а так же значительное влияние биологического созревания на динамику развития (важен биологический, а не «паспортный» возраст). Если в планировании тренировочного процесса и подборе средств (упражнений) максимально полно учитывать закономерности и особенности, то получится многократно увеличить эффективность тренировочного процесса.

Мы уже говорили о приоритетах в тренировочном процессе, рассматривая, например «Дом» Венгера, здесь похожая ситуация. Ниже схема ключевых стадий обучения и развития спортсмена согласно модели LTAD:

Всего стадий 7, но нулевую, где активность для роста рассматривается с рождения и последнюю - шестую, где спорт и тренировки для жизни вообще, мы опустим. С точки зрения развития спортивного мастерства, интерес представляют стадии с первой по пятую, рассмотрим их применительно к футболу:

С 5 до 10 летФундаментальный этап (Fundamental stage) – его основная цель, чтобы дети были активны, знакомились со спортом и получали удовольствие. Здесь развиваются навыки конкретного спорта – база, в  футболе - техника. Интересно, что в книге стадия обозначается как FUNdamental stage, подчеркивая идею тремя первыми заглавными буквами (Fun – забава, веселье, потеха).

С 9 до 13 лет Этап обучения тренировке (Learning to Train) – его цель заключается в том, чтобы научить детей правильно тренироваться, от буквального выполнения упражнений до отношения к тренировке и понимания, зачем и что они тренируют. Постепенный переход от развлечения (FUN) к серьезным тренировкам.

С 12 до 16 летЭтап, когда тренируемся тренироваться (Training to train) – игра слов тут используется умышленно. Спортсмену необходимо тренировать волю, тренироваться максимально усердно и сконцентрировано - развивается и закрепляется отношение к самим тренировкам. В этом периоде приходит осознание важности как командных, так и индивидуальных тренировок для развития. Спортсменам необходимо понять, что для достижения высот мастерства потребуется много, много, много тренироваться. На этом этапе в футболе в приоритете физические качества.

С 15 до 20 лет – Этап  тренировок для того, чтобы состязаться (Training to compete) – основная цель в обучении и тренировкам, как подготовке к предстоящим состязаниям (соревнованиям или матчу). Фокус на тактике.

После 18-ти летЭтап тренировок ради победы (Training to win) – готовимся к переходу во взрослый профессиональный футбол и усердно продолжаем тренироваться. Обратите внимание, что только на этом этапе результат начинает иметь определяющее значение. Да, мы (дети) хотели побеждать и раньше, и в 6, и в 9, и в 13 лет, но только после 18-лет работу тренера и команды можно оценивать по результату, а не по прогрессу в развитии юных футболистов, как нужно делать на предшествующих этапах.

Применительно к юным спортсменам все этапы до последнего, когда тренируемся и играем ради победы – это время для того, чтобы быть смелым экспериментировать, пробовать, не бояться брать игру не себя и не бояться ошибок, искать эпизоды и единоборства. Да, можно тут сказать «посмотрел бы я на твои эксперименты у нашего тренера – поэкспериментируешь, попробуешь и потом такого получишь, и вообще играть не будешь». Плохо когда детский тренер нацелен только на результат, но еще хуже, когда на это нацелены и родители - их давление и на тренера и на своих детей препятствует развитию. Не понимая сути тренировочного процесса и критериев оценки развития игроков и работы тренера родители на детских соревнованиях часто перегибают. Здорово, когда с трибун "мы в вас верим, старайтесь, боритесь, смелее!" Но такая картина редкость, в этом и проблема – в разнице между реальностью и моделью.

Первую часть материала закончу пожеланием, чтобы в вашем конкретном случае этой разницы не было вообще! 

***
Вторая часть тут.

Отблагодарить автора

Комментариев нет:

Отправить комментарий

UA-104963231-1