Продолжим, сужая фокус. Недели делятся на «игровые», с матчем в конце и обычные.
На обычной недели 3 полуторачасовые тренировки. Тренировка разделена на 3, примерно равные, части. Разминка входит в первую, заминка в последнюю. В начале тренировки на построении озвучиваются цели и упражнения.
Не обязательно, что это будут тренировки по схеме «понедельник-среда-пятница», не редко это 3 дня подряд, например, вторник-среда-четверг, либо два дня и затем через день.
Если неделя «игровая», то добавляется утренняя субботняя тренировка на 1 час посвященная тактике в части расстановки и стандартных положений, в конце игра на 15 минут с паузами и пояснениями ситуаций возникших в игре: замерли! и далее «если так, то мы вот так».
Важный обучающий момент: научить чему-то новому на каждой тренировке – какому-то аспекту техники передвижения или работы с мячом, теории футбола, иногда историческому факту, связанному с футболом. Дети должны что-то узнать, какой-то один момент. Например, в первой части первой тренировки, какие есть способы остановки, в другую неделю в этой же части какие есть повороты и так далее. В первой части второго дня о том, почему пасы и удары носком и пяткой менее точны, чем подъемом или внутренней стороной. Во время отработки ударов в перерыве, о том кто из болгар получал «Золотую Бутсу» и почему теперь нереально это сделать, играя в болгарском чемпионате. Рассказали, показали, развернули, задали вопросы – проверили усвоение.
Теория – отличное начинание, которое целиком в «руках» тренера. В смысле нет списка, кроме списка примеров, что именно нужно донести в этот раз. Если тренер относится к выполнению этой задачи формально, то это потеря времени, если же нет – то это действительно полезный элемент. Так доносится информация о разминке, растяжке, питании, интенсивности, точности, правилах и так далее.
Общая физическая подготовка (без мяча) как правило, проходит в форме полос с различными задачами по смене направления, прыжками, остановкам и, конечно, бегом. Первый вариант с соревновательным элементом, то есть 2 (или 3) колонны и у них одинаковые полосы. В таком варианте расставляется 2 варианта полос. Сначала все колонные работают на одном варианте, который выполняется по 6-9 раз, затем переходят на второй с таким же количеством повторений, но отличающимися задачами. Второй вариант без соревнования колонн: 3 различные полосы/станции, и дети меняются после 5-7 повторений. Используются конусы, координационные лесенки, низкие барьеры, высокие стойки, босу.
Специальная физическая подготовка зависит от блока и сочетает бег и рывки с обводками, передачами или ударами в маленькие ворота. Различные змейки, ведения с разворотами, «погони» за мячом с подработкой и ударом и так далее. Начинаться упражнения могут с сокращенных вариантов полос, например, только с лесенки.
Направления развитие техники в части работы с мячом вытекает из блоков. Освоение нового технического элемента начинается с демонстрации. Где возможно разделение на фазы, происходит такое разделение. Далее выполняется упрощенный вариант: например, если речь о развороте «улитке», то это выполняется медленно, с шага, если речь об остановке бедром мяча падающего сверху, то набрасывание партнером происходит с близкого расстояния и слабым броском. По мере освоения исполнение усложняется за счет изменения расстояния, силы, скорости.
Технические тренировки начинаются с разминки с мячами, состоящей из простых упражнений, где дети в парах передают мяч, двигаются с ним, контролируют и так далее. Самая частая следующая схема: два подводящих упражнения на вариации одного технического элемента или разные технические элементы, затем основное упражнение, включающее в себя элементы двух предыдущих.
Все действия в упражнениях выполняются и правой и левой ногами в равном количестве. Начальное выполнение ведущей ногой, затем еще раз закрепляющая демонстрация и выполнение другой ногой. В данной группе 2 левши, им накатывают или подают сначала под левую. В упражнениях типа "1 на 1", квадратах, малых играх и игре 7 на 7 требований к игре обеими ногами нет.
Есть отдельные задачи по технике передвижения в части тренировки физических качеств. Например: разъясняются особенности старта, работы рук или наклона корпуса и дальнейшие упражнения делаются с учетом этих разъяснений. Теоретическая тема тренировки совмещается в таком случае с темой техники передвижения: подкрепляется теория примерами, какими-то образами или историями. Обучение вовлеченное: сначала могут быть выполнены упражнения с условиями заведомо искажающими движение. Затем обсуждается проблема – что было не так, что мешало. Так закрепляется роль элемента в движении, его значение. Потом демонстрация правильного движения и выполнение сначала с акцентом на технику, а затем и на полной скорости, но постоянно обращая внимание на рассматриваемый на тренировке элемент. Например, сначала бежим держа корпус только прямо – тяжело набирается скорость, или бежим со стреноженными коленями, наклоненной вбок головой, бежим с руками по швам, разведенными в стороны или поднятыми вверх и другие подобные по сути варианты. На следующей «физике», которая идет с мячами будет напоминание темы предыдущей. Для меня это одни из любимых тренировок и такой подход работает.
Тактическая подготовка начинается с «шире-уже», возвращений при потере, игрой «выше или «ниже/глубже». Затем начало атаки от вратаря, освоение которой с различными вариантами продолжения, длится весь год. Здесь полностью в тему популярное «водят за руку». Сначала за руку с одним, на одной позиции, потом с другим на другой и в итоге с каждым и не по разу.
В играх поощряется использование отрабатываемых элементов путем дополнений, но не запретов, типа: гол после паса за 2, когда отрабатывается обводка – гол после обводки за 2, при дальних ударах гол из-за штрафной за 2, если гол забит после определённого количества передач – за два, если гол забит после того как мяча побывал у всех игроков команды за 3. Но не формулировки: "нельзя бить пока не сделаете 7 передач".
Этот же прием при закреплении тактических навыков – голы защитников за два, голы после паса с фланга, или например гол, когда все полевые была на половине соперника – за 2. Одному, не спешащему расставаться с мячом, игроку помогло поощрение голов за 3, если он забит с его передачи – стал отдавать немного чаще, искать партнеров.
Аналогичные стимулы при голах после стандартных положений.
Естественно, что не все сразу, а на каждую игру свои поощрения, одно-два.
Теперь немного об основных упражнениях.
Начну с того, что не смотря на призыв как можно больше упражнений в игровой форме для данного возраста в традиционной футбольной литературе или при обучении, тут такой прием как игра практически не используется. Именно в игровой форме есть упражнение похожее на русское «хвостики», но выполняется 1 на 1, нападающий должен прорваться за линию и не дать оторвать «хвост», а защитник не пустить и оторвать.
Основная форма выполнений упражнений на технику - в парах, где один выполняет, а другой помогает, затем смена. Если выполнение возможно с одновременным выполнением – естественно это реализуется.
Активно используется игра 1 на 1 с одними или двумя воротами на каждой линии и с заведением. В зависимости от варианта разный стиль игры в защите, разные варианты развития атаки.
Используется несколько вариантов квадратов для передач и движения (три) и квадратов для контроля - того что сейчас стали звать «рондо». Квадраты для передач и движения показаны ниже, а «рондо» самые обычные с одним или двумя в центре – формат 4х2 и 4х1 и с двумя защитниками и одним атакующим в центре - формат 5х2. Квадраты для передач со "стенкой" и "на третьего" с длиной стороны начиная с 15-ти и далее до 12, 10 и 8-ми метров. Квадрат для передач "всегда 2 адреса" с длиной стороны 4-6 метров.
На обычной недели 3 полуторачасовые тренировки. Тренировка разделена на 3, примерно равные, части. Разминка входит в первую, заминка в последнюю. В начале тренировки на построении озвучиваются цели и упражнения.
Часть
|
Тренировка 1
|
Тренировка 2
|
Тренировка 3
|
Первая
|
Физика: скорость и ловкость без мяча
|
Техника: упражнения блока
|
Физика/техника: скорость и ловкость с мячом
|
Вторая
|
Техника: упражнения блока
|
Техника: упражнения блока
|
Техника: упражнения блока
|
Третья
|
Тактика: расстановка, передвижение, розыгрыши
+ игра
|
Тактика: расстановка, стандарты + малые
игры 3Х3 (4Х4)
|
Тактика: расстановка, передвижение, розыгрыши
+ игра
|
Не обязательно, что это будут тренировки по схеме «понедельник-среда-пятница», не редко это 3 дня подряд, например, вторник-среда-четверг, либо два дня и затем через день.
Если неделя «игровая», то добавляется утренняя субботняя тренировка на 1 час посвященная тактике в части расстановки и стандартных положений, в конце игра на 15 минут с паузами и пояснениями ситуаций возникших в игре: замерли! и далее «если так, то мы вот так».
Важный обучающий момент: научить чему-то новому на каждой тренировке – какому-то аспекту техники передвижения или работы с мячом, теории футбола, иногда историческому факту, связанному с футболом. Дети должны что-то узнать, какой-то один момент. Например, в первой части первой тренировки, какие есть способы остановки, в другую неделю в этой же части какие есть повороты и так далее. В первой части второго дня о том, почему пасы и удары носком и пяткой менее точны, чем подъемом или внутренней стороной. Во время отработки ударов в перерыве, о том кто из болгар получал «Золотую Бутсу» и почему теперь нереально это сделать, играя в болгарском чемпионате. Рассказали, показали, развернули, задали вопросы – проверили усвоение.
Теория – отличное начинание, которое целиком в «руках» тренера. В смысле нет списка, кроме списка примеров, что именно нужно донести в этот раз. Если тренер относится к выполнению этой задачи формально, то это потеря времени, если же нет – то это действительно полезный элемент. Так доносится информация о разминке, растяжке, питании, интенсивности, точности, правилах и так далее.
Общая физическая подготовка (без мяча) как правило, проходит в форме полос с различными задачами по смене направления, прыжками, остановкам и, конечно, бегом. Первый вариант с соревновательным элементом, то есть 2 (или 3) колонны и у них одинаковые полосы. В таком варианте расставляется 2 варианта полос. Сначала все колонные работают на одном варианте, который выполняется по 6-9 раз, затем переходят на второй с таким же количеством повторений, но отличающимися задачами. Второй вариант без соревнования колонн: 3 различные полосы/станции, и дети меняются после 5-7 повторений. Используются конусы, координационные лесенки, низкие барьеры, высокие стойки, босу.
Специальная физическая подготовка зависит от блока и сочетает бег и рывки с обводками, передачами или ударами в маленькие ворота. Различные змейки, ведения с разворотами, «погони» за мячом с подработкой и ударом и так далее. Начинаться упражнения могут с сокращенных вариантов полос, например, только с лесенки.
Направления развитие техники в части работы с мячом вытекает из блоков. Освоение нового технического элемента начинается с демонстрации. Где возможно разделение на фазы, происходит такое разделение. Далее выполняется упрощенный вариант: например, если речь о развороте «улитке», то это выполняется медленно, с шага, если речь об остановке бедром мяча падающего сверху, то набрасывание партнером происходит с близкого расстояния и слабым броском. По мере освоения исполнение усложняется за счет изменения расстояния, силы, скорости.
Технические тренировки начинаются с разминки с мячами, состоящей из простых упражнений, где дети в парах передают мяч, двигаются с ним, контролируют и так далее. Самая частая следующая схема: два подводящих упражнения на вариации одного технического элемента или разные технические элементы, затем основное упражнение, включающее в себя элементы двух предыдущих.
Все действия в упражнениях выполняются и правой и левой ногами в равном количестве. Начальное выполнение ведущей ногой, затем еще раз закрепляющая демонстрация и выполнение другой ногой. В данной группе 2 левши, им накатывают или подают сначала под левую. В упражнениях типа "1 на 1", квадратах, малых играх и игре 7 на 7 требований к игре обеими ногами нет.
Есть отдельные задачи по технике передвижения в части тренировки физических качеств. Например: разъясняются особенности старта, работы рук или наклона корпуса и дальнейшие упражнения делаются с учетом этих разъяснений. Теоретическая тема тренировки совмещается в таком случае с темой техники передвижения: подкрепляется теория примерами, какими-то образами или историями. Обучение вовлеченное: сначала могут быть выполнены упражнения с условиями заведомо искажающими движение. Затем обсуждается проблема – что было не так, что мешало. Так закрепляется роль элемента в движении, его значение. Потом демонстрация правильного движения и выполнение сначала с акцентом на технику, а затем и на полной скорости, но постоянно обращая внимание на рассматриваемый на тренировке элемент. Например, сначала бежим держа корпус только прямо – тяжело набирается скорость, или бежим со стреноженными коленями, наклоненной вбок головой, бежим с руками по швам, разведенными в стороны или поднятыми вверх и другие подобные по сути варианты. На следующей «физике», которая идет с мячами будет напоминание темы предыдущей. Для меня это одни из любимых тренировок и такой подход работает.
Тактическая подготовка начинается с «шире-уже», возвращений при потере, игрой «выше или «ниже/глубже». Затем начало атаки от вратаря, освоение которой с различными вариантами продолжения, длится весь год. Здесь полностью в тему популярное «водят за руку». Сначала за руку с одним, на одной позиции, потом с другим на другой и в итоге с каждым и не по разу.
В играх поощряется использование отрабатываемых элементов путем дополнений, но не запретов, типа: гол после паса за 2, когда отрабатывается обводка – гол после обводки за 2, при дальних ударах гол из-за штрафной за 2, если гол забит после определённого количества передач – за два, если гол забит после того как мяча побывал у всех игроков команды за 3. Но не формулировки: "нельзя бить пока не сделаете 7 передач".
Этот же прием при закреплении тактических навыков – голы защитников за два, голы после паса с фланга, или например гол, когда все полевые была на половине соперника – за 2. Одному, не спешащему расставаться с мячом, игроку помогло поощрение голов за 3, если он забит с его передачи – стал отдавать немного чаще, искать партнеров.
Аналогичные стимулы при голах после стандартных положений.
Естественно, что не все сразу, а на каждую игру свои поощрения, одно-два.
Теперь немного об основных упражнениях.
Начну с того, что не смотря на призыв как можно больше упражнений в игровой форме для данного возраста в традиционной футбольной литературе или при обучении, тут такой прием как игра практически не используется. Именно в игровой форме есть упражнение похожее на русское «хвостики», но выполняется 1 на 1, нападающий должен прорваться за линию и не дать оторвать «хвост», а защитник не пустить и оторвать.
Основная форма выполнений упражнений на технику - в парах, где один выполняет, а другой помогает, затем смена. Если выполнение возможно с одновременным выполнением – естественно это реализуется.
Активно используется игра 1 на 1 с одними или двумя воротами на каждой линии и с заведением. В зависимости от варианта разный стиль игры в защите, разные варианты развития атаки.
Используется несколько вариантов квадратов для передач и движения (три) и квадратов для контроля - того что сейчас стали звать «рондо». Квадраты для передач и движения показаны ниже, а «рондо» самые обычные с одним или двумя в центре – формат 4х2 и 4х1 и с двумя защитниками и одним атакующим в центре - формат 5х2. Квадраты для передач со "стенкой" и "на третьего" с длиной стороны начиная с 15-ти и далее до 12, 10 и 8-ми метров. Квадрат для передач "всегда 2 адреса" с длиной стороны 4-6 метров.
Удары отрабатываются только в движении, по катящемуся или летящему мячу, в основном в упражнениях где бьющий разворачивается после удара и становится пасующим и/или пассивно защищающимся.
Отдельно отрабатывается удар первым касанием ближней к пасующему ногой подъемом (прямой) и внутренней стороной стопы (с подкруткой). Частое упражнение.
Здесь же используются упражнения с реакцией на сигнал с заведением мяча в базу, или каким-то другим заданием. Сигнал звуковой и/или визуальный. Последние несколько отжимаются или приседают, но не выбывают.
Для контроля и ведения используется много упражнений в формате «догони», когда один или оба с мячами двигаются вокруг квадрата или треугольника. Тут же используются упражнения на сохранение: если много пар, где один с мячом, другой отбирает, то на то кто быстрее заберет и кто дольше всех не отдаст. Если все с мячами, где в ограниченном пространстве – квадрате или центральном круге, нужно сохраняя свой мяч выбивать мячи соперников, то на, то, кто больше других останется победителем.
Здесь же используются упражнения с реакцией на сигнал с заведением мяча в базу, или каким-то другим заданием. Сигнал звуковой и/или визуальный. Последние несколько отжимаются или приседают, но не выбывают.
4
угла по визуальному и звуковому сигналу занимается 1 из них. Можно
делать не 4 различные базы, а по 2 одинаковые – расставленные по диагонали.
|
В конце сезона в последнем ударном блоке будет освоено упражнение, которое будет одним из основных в следующем сезоне, у U-12.
А так же нужно закрепить Y-образную разминку, которая оптимально выполняется шестерками, в тех же квадратах, где потом будут передачи, игра 1х1 и «рондо».
И в заключение отдельные организационные моменты, которые экономят время на тренировках и позволяют быстрее переходить от упражнения к упражнению и минимизировать простой:
- В играх нет стандартов, если они не рассматриваются специально, после потери мяча одной командой вратарь другой команды вводит мяч - все ускоряются в ту сторону для правильного розыгрыша. Сохраняется высокая интенсивность, много движения и меньше ожиданий и пауз. Перед матчем по 10 мячей в каждые ворота.
- Высокий уровень дисциплин задается в начале года: отвлечения во время объяснения, опоздания, лишние действия с мячом во время упражнений («ударю один раз?») – такие действия не приветствуются и если повторятся после предупреждения, то оставшееся время тренировки ребенок внимательно слушает и наблюдает за происходящим за пределами поля. (2 раза хватило, но надо сказать что нормы дисциплины прививаются и на предыдущем возрасте).
- Весь инвентарь расставляется до начала тренировки и на все планируемые упражнения в разных частях поля. Дети просто переходят от одной базы к другой. Уже по расстановке детям по большей части понятно, какие упражнения будут сегодня.
- Новое упражнение объясняется одному (если надо двоим) самому быстро-усваивающему до тренировки и демонстрируется помощником и этим игроком, главный тренер в это время обращает внимание на ключевые моменты.
- В упражнениях, где возможны потери мяча (квадраты, например) рядом дополнительные мячи, либо взяли сами, либо подал тренер - выполнение не прерывается.
- Пары, в которых выполняется большинство упражнений распределены заранее. Аналогично с пятерками или семерками для квадратов.
- Разделение во время перехода от части к части на группы или команды путем выдачи манишек пока дети пьют или отдыхают. К построению перед выполнением упражнения или началом игры – все разделены.
Конечно, это не все, а только основное, но думаю достаточное для выводов, к которым и перейдем далее.
Комментариев нет:
Отправить комментарий