Эти три вещи – ошибки, оценки и обучение очень переплетены, и рассмотреть их отдельно сложно, но я займусь этим в текущем и двух последующих постах.
Для меня важным (если угодно более пафосный вариант, то переломным) моментом стало прочтение книги Тимоти Гэллуэя «Теннис: психология успешной игры». Но вопрос психологической устойчивости, реакций и ошибок меня волновал и раньше, в смысле до прочтения книги. Поэтому это не только развернутое рецензирование, по типу "чем книга может быть полезна вам", но и личный опыт и находки.
Что касается книги, то, скорее всего, большинство читателей, уже слышало о ней, как о книге, которую рекомендует Генрих Мхитарян, и которая сильно помогла ему в профессиональном развитии. А он, кроме того что профессионал высокого уровня, еще и начитанный и умный, если судить по интервью, человек. И когда в одном из таких интервью встретилось упоминание книги Гэллуэя, то уже вечером я читал ее сам, а через некоторое время мы стали читать, разбирать, сравнивать, вспоминать и примерять к себе - в общем, анализировать прочитанное в книге вместе с детьми.
Слово «Теннис», не должно пугать или вводить в заблуждение – книга для всех: для футболистов, спортсменов, врачей и музыкантов, потому что посвящена важному навыку в процессе самосовершенствования – обучению, ошибкам и оценкам. Так вышло, что автор занимается теннисом, он тренер, потому все через теннис, но это не меняет сути подхода.
Начнем с оценок.
Прежде всего, нужно принять тот факт, что все и всегда занимаются оцениванием. Явно или не явно, сопоставляя с собой или каким-то эталоном, применительно к той или иной области, одобряя или не одобряя – но все оценивают. Мудрость и зрелость, среди прочего, выражаются еще и в том, что мы становимся свободнее от этих постоянных оценок, а тем более от необходимости оценивать эмоционально и переживать по поводу того, на что не можем повлиять. Но это мудрость и зрелость, а мы тут о детях. Пока такая мудрость недоступна, стоит им помочь в ее постижении.
Главный посыл в оценках следующий: оценивать нужно не себя, а действие и оценки должны быть без эмоциональной окраски, а просто как констатация факта. Как это выглядит на примере футбола: неточный пас – это ровно и только неточный пас, но не ваша способность делать пасы вообще, не удачность/неудачность вашего дня. Неточный пас и: «правее чем нужно на 2 метра» – это просто оценка факта. Это правильно и информативно. Неточный пас и: «я вообще кривоногий», «я не могу», «не идет», «опять», «слабак» - все это эмоциональные оценки, которые непродуктивны, сбивают уверенность и настрой.
Кстати, в книге Гэллуэя идет речь и об эмоциональных оценках со знаком «плюс»: они не так неприятны, но так же непродуктивны и разрушают концентрацию. Запускается модель: похвала - хорошо, отсутствие похвалы — плохо. Все равно проводится критическое оценивание. Это не значит, что не нужно радоваться и хвалить ребенка (себя) — нужно, но по итогам, потом, после занятия или игры. А по ходу тренировки или игры, удачно выполненное тоже лучше оценивать как факты, а хвалить за желание и старание, за проявления характера.
Учимся ли мы что-то делать, то есть тренируем, или уже используем – играем, оценивать нужно факты и только их. Ни в продолжении тренировки, ни, тем более, в продолжении игры нам никак не помогут эмоциональные оценки своих действий. Да вообще и чужих тоже )) Помните же: горячее сердце и холодный разум. Это именно то: эмоции в игре, но не эмоции в оценках.
Такие оценки фактов можно назвать судейскими, не экспертными, не зрительскими, не тренерскими и так далее, а именно судейскими. Мяч вышел за боковую – это факт! Судья, взмахивая флажком, не показывает, что мяч вышел, потому что кто-то «деревянный» не смог его обработать, или кто-то «слепой» дал не туда и так далее. Просто – мяч вышел.
Оценки неизбежны, но если оценивать так – они будут не только не вредны, но и полезны, как информация для последующих решений и действий. Учимся оценивать как непредвзятый судья, оцениваем факты.
Гэллуэй использует концепцию Первого и Второго Я. Между ними конфликт, несоответствие. Первое – постоянно лезет с эмоциональными и сбивающими оценками, думает, «надумывает» и сомневается. Второе - ближе к подсознательному и естественному, к ощущениям и поиску. На самом деле, суть не в образах концепции, а в содержании, можно было бы и как-то иначе назвать, через другие метафоры/базу донести идею.
В оценках есть еще один интересный момент.
В области наших занятий достигнутый уровень умений и навыков может быть как-то оценен, в процентах или в баллах какой-то шкалы или еще как-то, путем какого-то сопоставления даже по типу «лучше/хуже». То есть имеется некий набор умений и более или менее объективная его оценка. Объективная в смысле не наша оценка своего же уровня, а внешняя. Но есть и наша – самооценка.
Так вот если принять внешнюю оценку, даже если таковую никто не делал – как наш реальный уровень в каком-то деле, то ВАЖНО и ЛУЧШЕ чтобы самооценка была немного выше. Наверное, если идеализировать, то лучше чтобы самооценка совпадала с реальным уровнем. Да, для уже состоявшихся профессионалов/специалистов это может быть уместно, но мы говорим о детях. Дети растут, развиваются, учатся.
Для прогресса и развития необходимо соблюдение определенных условий: деятельность должна проходить на пределе возможностей, у границы ваших умений и выходя за нее, должно быть сложно, должно быть что-то новое – за рамками уже освоенного, будь это знания или навыки.
В части соотношения реального уровня и самооценки возможны различные варианты.
- Самооценка может быть сильно ниже реального уровня: так ребенок не будет пытаться делать даже то, что может, сомневаясь в своих возможностях и успехе. В таком варианте нет условий для прогресса.
- Самооценка может быть сильно выше реального уровня: это случай завышенной самооценки, когда ребенок берется за то, что заведомо невыполнимо. Проблема этого варианта в том, что неудачи рано или поздно пошатнут и обрушат самооценку: слишком часто будет не получаться.
- Самооценка полностью соответствует реальному уровню: ребенок делает то, что умеет и у него получается. Здесь все хорошо, кроме того, что такая ситуация не генерирует потребность научиться новому. Конечно, если мотивация учиться новому итак имеет место, и с этим аспектом нет проблем, то такое соотношение/соответствие будет хорошим вариантом. Соответствие – это хорошо для профессионалов, то есть тех кто уже миновал стадию основного обучения. Это даже важно, хорошо, а иногда, необходимо: например для врача, для водителя и так далее. Хорошо и для футболиста – это зрелость, выполнение того, что умеешь, максимизация пользы и минимизация потерь.
- Самооценка немного выше реального уровня: ребенок уверенно делает то, что умеет, но берется и за задачи, немного выходящие за его умения. Не все такие попытки успешны, но если не получается, то совсем чуть-чуть. Цель достижима, досягаема – нужно потренироваться/разобраться/поучиться и это получится. На мой взгляд, это оптимальный вариант.
- В первом варианте, игрок будет упускать голевые возможности, продолжая поиск ударного момента ближе к воротам – это плохо и для него и для команды. Неиспользованные возможности.
- Во втором варианте игрок будет наносить больше нужного дальних ударов, с расстояния, сильно дальше его реальных возможностей – 24-25 метров. Реальной угрозы его удары таить не будут, а если будут, то очень редко, такие удары – просто потери мяча атакующей командой. Плохо для игрока и для команды Испорченные возможности.
- В третьем варианте игрок будет бить, оказавшись в «своей» позиции, используя свои шансы. Хорошо для команды, но если говорим о ребенке – не совсем хорошо, если он не будет расширять границу своей ударной зоны, а так и останется на 16-ти метрах. Реализованные возможности.
- В четвертом варианте игрок будет бить со своего расстояния и немного не доходя до него – с 18-19 метров. Такие удары будут менее опасны, чем удары со «своего» расстояния, но будут близки к цели. Иногда они будут достигать цели – старание увеличит возможности. Хорошо для команды и отлично для игрока. Реализованные возможности и их расширение.
Правильные оценки и оптимальный уровень самооценки помогают определять области развития и стимулируют обучение. Именно индивидуальную организацию (алгоритм) этого процесса мы рассмотрим в следующий раз. А пока запомним, что нельзя оценивать личность и прибивать ребенка гвоздями ярлыков из-за конкретных действий – нужно оценивать только действия.
Конечно, стоит разобрать теорию правильных оценок с детьми, но лучшее обучение – это хороший пример, давайте будем таким примером!
***
К посту с данной статьей в VK прикреплена книга.
Комментариев нет:
Отправить комментарий