среда, 11 апреля 2018 г.

Взаимосвязь ошибок, оценок и обучения. Обучение

Обучение, развитие или овладение навыками – это то, что является целью занятий и тренировок. Эффективность обучения определяется степенью и скоростью освоения навыка, умений или материала – то есть того, чему обучаемся. Если мы создадим оптимальные условия и будем соблюдать определенную последовательность и принципы – есть основания ждать более быстрого и качественного обучения и/или самообучения.

Исходя из концепции Тимоти Гэллуэя, обучаясь, мы постоянно ведем внутреннюю дискуссию. "Некоторая часть этих внутренних споров проистекает из чувства страха и неуверенности в себе, создавая для игрока и ученика отнюдь не самую оптимальную психологическую среду". Для обозначения сторон этой дискуссии в книге «Теннис: психология успешной игры» автор использует следующие обозначения: Болтуна и критика с командирскими замашками называют «первое Я». А для того внутреннего «Я», которое скромно тренируется, осталось название «второе Я».

Эффективное обучение возможно тогда, когда мы правильно его подготовили и свели к минимуму конфликт между «первым Я» и «вторым Я». Как мы разобрали в прошлый раз снижения влияния «первого Я» и создание комфортных условий для «второго Я» возможно, если делать правильные оценки. Исключая эмоциональные оценки мы создаем оптимальную рабочую среду. К этому можно добавить сосредоточенность на результате. В данном случае под ним понимается результат обучения, а не результат в соревнованиях. Например, учимся бить - значит, фокусируемся на том, куда и как должен быть отправлен мяч. То есть определяем цель – отправить мяч сильно в конкретное место, и работаем, «слушая» себя, «настраивая».

Конечно, есть и определенная подготовительная работа для овладения навыком. Эта работа включает 3 этапа: 1) получение информации - теория, 2) получение визуального образа и 3) получение и запоминание ощущений – чувства.

На первом этапе нужно ознакомиться с теоретическими основами приема, который хотим освоить. Условно, если речь об определенном ударе, то получаем информацию, как этот удар наносится правильно и какие есть особенности. На разных фазах это: разбег, место постановки и направление опорной, точка на мяче, бьющая поверхность, проводка и так далее.

На втором этапе нужно увидеть, как это выполняет тот, кто данный навык освоил: будь то тренер, партнер по команде или какой-то профессионал, моменты игры которого можно рассмотреть на видео. Важно, что речь не идет о полном копировании, а лишь о получении общей картины выполнения элемента. Опять же если можно разбить элемент на фазы – стоит это сделать.

Третий этап – это попытки выполнить данный элемент с акцентом внимания на ощущениях, при выполнении. На этом этапе нужно осознать, почувствовать движение. Ну и повторять, оценивать, корректировать и повторять снова, до закрепления приема.

В теории и методике футбола как условия для совершенствования навыка указываются ограничения по времени, пространству и сопротивление. То есть нужно стремиться выполнять как можно быстрее, в ограниченном пространстве и учитывая и преодолевая сопротивление соперника. После ознакомления, именно переходя к совершенствованию, важно соблюдать эти условия – не оставаться в зоне комфорта (того что уже умеем), а стремиться развить умения.



Ранее мы касались такой темы как «сознательные тренировки», «сознательная практика». Суть концепции в том, что добиться мастерства возможно лишь сознательной практикой (deliberate practice), у которой выделяют три компонента: 1) установление конкретной цели 2) получение незамедлительной обратной связи и 3) одновременная концентрация как на технике исполнения, так и на результате.

Эта концепция перекликается, подтверждает и дополняет и идеи Гэллуэя и рекомендации спортивных методистов. Обобщим рассмотренное и сформулируем алгоритм, принципы и условия эффективного обучения:

Процесс обучения начинается с определения цели: необходимо понимание, зачем нам то, чему хотим научиться. Далее получаем теоретическую информацию о приеме/навыке и понятный и яркий образ его выполнения. После переходим к практике, акцентируя внимание на ощущениях и правильных оценках (обратной связи). Повторяем, непредвзято оцениваем, корректируем, если требуется, оцениваем изменения и продолжаем так до уверенного понимания как делать и способности сделать без спешки и сопротивления (в учебных условиях). На следующем этапе совершенствуем выполнение, стремясь максимизировать качество и количество, усложняя условия выполнения настройками скорости, времени и сопротивления. Повторяем столько сколько нужно для выполнения на уровне автоматизма. На всех этапах не спешим, а наблюдаем за собой, чувствуем изменения, просто и упорно работаем.

Говоря о целях: очень часто на этапе их определения детям достаточно всего одного слова – «Хочу». Это для них стимул – «учусь этому, потому что хочу». Если этого хватает для мотивации, то и не нужно копать дальше. Еще «накопаемся» позже.

Когда мы запустим процесс обучения, то неизбежно столкнемся с ошибками. Они будут обязательно, они часть этого процесса: заложены в алгоритм изначально. Мы еще не умеем, мы только хотим уметь и потому учимся, сразу у нас может не получиться. Оценок так же не избежать, но если делать это правильно, то возможные негативные реакции и последствия ошибок уменьшатся. Уменьшатся, но не устранятся полностью, да и сам факт ошибок останется. То как правильно реагировать на ошибки и относится к ним, рассмотрим в следующий раз.

А пока удачи и упорства в обучении!

Поддержать проект

Комментариев нет:

Отправить комментарий

UA-104963231-1