вторник, 17 апреля 2018 г.

Взаимосвязь ошибок, оценок и обучения. Ошибки

Приступим к третьей части, где рассмотрим, как реагировать на ошибки. Не скажу, что закончим тем самым рассмотрением темы обучения, потому что эта тема практически бесконечна, но закончим рассматривать основные принципы, подходы и отдельные приемы обучения, оценивания и реакции на ошибки.

Итак, ребенок (или взрослый) учится, то есть осваивает или узнает что-то, чтобы уметь. В процессе обучения и по мере освоения умений, мы будем сравнивать результат с тем, что ожидаем получить, с неким эталоном, образцом, чем-то правильным. Будем проводить оценки, часть из которых покажет, что получается, а часть – противоположное. Последнее неизбежно.

В начале обучения мы не умеем, и большинство попыток будет не совсем правильной или совсем неправильной, но если мы не остановимся и продолжим учиться/тренироваться, то ошибок будет все меньше и меньше. Придет момент, когда мы овладеем навыком, и ошибки будут редкостью. До него нельзя добраться быстро. Как правило, все сложное и нужное требует усилий и времени для того, чтобы это освоить.

Возможно, рисунок ниже поможет объяснить детям, что ошибки неизбежны и имеют место всегда.


Не буду повторять как мантру, что ошибки неизбежны, думаю, что эта мысль понята. Как мантру я готов повторять другое: важны не ошибки, а реакция на ошибку, именно она отличает чемпиона от всех остальных. Реакция же на ошибку характеризует и работу сложных систем или организаций. Если совершена ошибка, то сначала этот факт признается, затем анализируется, после исправляется и путь чемпиона или работа системы/организации продолжается. Делается это быстро и решительно, потому что именно так эффективно. Говоря «правильная реакция на ошибку» – в широком смысле будем иметь в виду следующее: оценили, выявили факт ошибки, определили причину, внесли изменения и продолжили обучение. В узком смысле: не сосредоточились на сожалениях и расстройстве, а продолжили действовать.

Это просто и понятно звучит, но на овладение навыком реагировать именно так могут уйти годы. Рассмотрим несколько приемов, которые помогут на этом пути.
Ранее касались темы психологической устойчивости и взаимосвязи эмоций и ошибок. Эмоциями можно и нужно управлять, это позволит, во-первых, избежать лишних ошибок, а во-вторых, не «накручивать» их последствия.

Главный прием – объяснение. Разными способами, в разных ситуациях, с разными эмоциями нужно объяснять столько раз, сколько требуется детям для понимания и сколько возникает ситуаций. Неуверенность во многом связана со страхом ошибок. Объяснениями и демонстрацией, того, что даже самые лучшие, хотя и стремятся сделать правильно, иногда ошибаются, но продолжают играть/бороться/стараться - можно добиться очень многого. Возьми пример с сильнейших – не опускай рук после ошибки, не сожалей, а продолжай бороться.

Детям характерно считать и накапливать ошибки, переживать уже не об одной, а обо всех сразу. Когда критическая, по их мнению, масса ошибок набрана, на них давит уже весь «скопленный» груз. Давит и часто придавливает. Дети изобретательны, в том смысле, что речь может быть не об одной тренировке или матче и скопленных с его начала ошибках, но и о каком-то конкретном упражнении или действии с «диагнозом» «я так не могу», «у меня это не получается» и так далее. С такими ярлыками шансов, что получится - еще меньше, неудача принята сразу, еще до попытки. Обучение затормаживается, до детей это нужно донести.

Не копить ошибки помогает прием «Заиграли!». Простой способ обнулять и не цепляться за ошибки. Есть такой дворовый и судейский момент: нарушение, но игра не остановилась, возник другой эпизод и уже поздно возвращаться к предыдущему – «заиграно!».
Кому-то слово «заиграли» подойдет, а кому-то оно только напомнит об ошибке, как и всегда с детьми и тем более в части психологии, подход должен быть индивидуальным. Но дело не в слове, а в приеме, в следующем действии и поддержке – «заигрываем», «проехали», «дальше».

После ошибки, почти всегда будет действие/эпизод, когда ваши «хорошее движение!», «молодец, поборолся!» ну или совсем размытое, «хорошо открылся, молодец!» позволит быстрее забыть, ошибку, сбросить ее, заиграть. А можно и сразу с ошибкой: «добра идея!» - говорят в Болгарии. «Мысль хорошая!» «Идея хорошая!». Ребенок старается, в меру подготовки, умений и уверенности он пытается сделать так, как нужно в его понимании и своевременная позитивная внешняя оценка позволит оставить ошибку позади.

Разъяснить, разобрать и пробовать. Да, ошибка сделана, но если из-за нее переживать концентрация снижается и дальнейшие действия будут хуже, ошибок будет больше, чем если сохранять концентрацию на текущем эпизоде/действии. Это разумно, логично и понятно ребенку.

«Заигрывать» - может быть заданием на игру или на тренировку, да и вообще на любое занятие. Ведь известно, что психологические приемы, черты характера – эти качества, тренируемые/развиваемые в одной области, переносятся и на другие. Привыкнуть продолжать делать то, что умеешь на максимуме, а не сгибаться или ломаться под грузом ошибок – крутой и полезный навык. Период накопления проявляется почти у всех. Есть время беззаботной, можно сказать «не запаренной» игры, но рано или поздно приходит момент оценивания и сомнений. Пройти его с пользой и не потерять уверенность, без помощи взрослых могут далеко не все дети.

В любом занятии или тренировке, а тем более в игре возникают паузы, перерывы. Это хороший момент, когда взрослые могут «обнулить» скопленные к этому времени ошибки просто переключив внимание детей. Развеселить, отвлечь – это работает, шутка или какая-то забавная история сделает больше, чем наставления, укоры и призывы к совести и ответственности. Первое дети воспримут и отреагируют, а второе просто переждут.

Применительно к футболу нередко можно услышать рекомендацию – делайте на поле то, что умеете. Это работает. Мы можем много говорить о незначимости результата в детском футболе и так далее, но когда идет игра многое отодвигается и остается только сильное желание победить. Давление присутствует, и в такие моменты совет уместен. Фантазируйте и пробуйте что-то новое на тренировках. Пробуйте то, что тренируете в двусторонних или дворовых играх – тут можно, в игре же используйте то, что умеете. Это не ограничение свободы действий, а скорее верная самооценка и принятие ответственности. Если представить бегунок между «делаю все что хочу» справа и «все что умею» слева, то он не будет в крайнем левом положении, нет, ближе к левому краю, но не на самом краю. Причем тут реакция на ошибки? Понимание разницы между игрой и тренировкой, между временем приобретения навыка и его использованием, позволит легче относиться к ошибкам на тренировках. Не в смысле позволять себе больше ошибок, а понимать, почему они имеют место, почему их больше.

Сформировать правильную реакцию на ошибки помогает так же умение менять точку зрения. Управление временными горизонтами поможет понять и принять большую значимость настойчивых и упорных тренировок, а не отдельно взятого промаха. Если смотреть только на неудачный эпизод – картина может быть не очень, если раздвинуть временные рамки до тренировки или игры в целом – то, во-первых, дела могут быть лучше, а во-вторых они продолжаются, и от нас зависит, каким будет итог. Если же рассмотреть это все вообще с точки зрения карьеры – то вряд ли какое-то отдельное неудачное действие может привести к тому, что эта карьера не сложится, с большей вероятностью к этому приведет уныние, «опускание рук». Не унываем, боремся.

Еще один момент с ошибками: чем выше уровень, которого мы хотим достичь, тем выше будет уровень соперников, уровень сопротивления. Если мы на пути к высотам мастерства в сильной команде, то ошибок может быть больше, чем если бы шли легким путем. В спорте часто усилия направлены именно на то, чтобы вынудить/заставить ошибиться соперников. Ошибка встроена в спорт, в борьбу за результат.

И последнее на что обращу внимание – это формулировки. Отмечая действия и, делая позитивные замечания, мы добьемся большего и не снизим уверенность детей в себе. Это самое сложное, потому что тут внимание нужно сохранять нам – взрослым, и делать это всегда.
Первый акцент – позитивные просьбы и замечания: внимание не на том, что делается плохо или не выполняется, а на том, как и что надо сделать. Не «ты почему за километр нападающего отпустил!!??», а «давай поближе к игроку, так хорошо». Не «ты вообще не открываешься, стоишь как вкопанный, мяч ждешь», а «вот тут пространство возникает, смещайся туда мяч проси и иди на него». Призыв к действию и правильному выполнению, а не упрек в бездействии и ошибках.
Второй акцент – оценивать не ребенка, а действия и тут есть две стороны. При неудачных действиях мы не даем сигнал о том, что он не может – «не получилось, еще пробуй». При удачных действиях не даем сигнал, что дело сделано, а говорим, что нужно продолжать его с тем же старанием и настроем - «хорошо, дави еще». Тут сильная связь с оценками: ими мы во многом «закладываем» реакции на ошибки.

Единственный способ не ошибаться – ничего не делать, так говорят. Но ничего не делать - тоже ошибка. Ничего не делать применительно к детям – значит не учиться. Неправильное решение. Мы собираемся развиваться, а значит действовать, тренироваться, пытаться и мы понимаем, какими будут наши попытки. Удачные вдохновят и подтвердят верность пути, а неудачные заставят мобилизоваться и работать еще усерднее.

Самые большие ошибки – бросить бороться, перестать верить в себя. Когда обучение выстроено, когда ясна цель и процесс, сформирован навык оценивания и есть понимание роли ошибок – уверен, успех более вероятен.
Завершая, скажу, что подход Гэллуэя к оценкам, ошибкам и обучению может быть применим как в разных областях деятельности и обучения, так и в разных направлениях внутри какой-то области. Первое подтверждается тем, что книгу, в названии которой первое слово «теннис», мы (и не только мы) рассматриваем применительно к футболу, а так же тем, что Тимоти самостоятельно или в соавторстве с кем-то написал книги посвященные гольфу, лыжному спорту и музыке. А второе, это лишь более конкретное, детальное применение подхода: каждая область деятельности имеет уровни и направления и, например, в футболе этот подход может работать в обучении технике, тактике и развитии психики.

Мы всегда будем стремиться сделать правильно, всегда будем хотеть, чтобы все получилось, но получаться будет не всегда. От того, что будем делать после того, как что-то не получилось, зависит, получится ли у нас вообще что-нибудь.

Давайте обучаться, вникать, учиться оценивать и реагировать на ошибки сами и помогать делать это детям. Все получится – и это факт, а не эмоциональная оценка )) Удачи!

Поддержать проект

Комментариев нет:

Отправить комментарий

UA-104963231-1