понедельник, 8 апреля 2019 г.

Книжный обзор: Мартенс, Койл, Губа и Стула, Андерсон и Селли

Сегодня четверка книг, прочтение которых внесет свой вклад в развитие родительских, воспитательских и тренерских навыков или просто позволит посмотреть на футбол с новых точек зрения, лучше понять игру.

У нас Райнер Мартенс «Успешный тренер», Дениэл Койл «Код таланта», книга А.Стулы и В.Губы «Методология подготовки юных футболистов» (не бойтесь названия, книга – приятный сюрприз) и «Игра с числами» Андерсона и Селли.


Книги разные, но все о футболе, воспитании и тренировках: не найдете для себя ничего нового, только если Вы все их уже прочитали. Поехали!

Начнем с «Успешного тренера». Всеобъемлющий труд по тренерской деятельности. Райнер Мартенс разобрал все основные стороны работы тренера, выделил ключевые моменты, принципы и методы и все это снабдил понятными примерами. Книга не о работе футбольного, баскетбольного или шахматного тренера, она о работе любого тренера, о том как и вокруг чего выстраивается его деятельность. Здесь формат, когда богатый опыт опирается на базу исследований и позволяет выделять главное. Отличный случай сочетания теории и практики, изложенный понятным языком.

Структура обучения в любом спорте имеет схожие этапы, для развития используются определенные методы, а навыки в спорте объединяются в типичные группы. Да, не только в футболе можно выделить физику, технику, тактику и психологию – это характерно для спорта вообще.

Мартенс рассматривает роль тренера, его философию и задачи, раскрывает приемы развития характера спортсменов, мотивации, взаимоотношений и амбиций, показывает, как работают принципы обучения и физической подготовки, алгоритмы освоения техники и тактики конкретного спорта, касается вопросов питания и основ управления командой как коллективом и системой. Наверняка, Ваш жизненный опыт уже помог сформировать ответы на часть из перечисленных вопросов. Прочтение книги повод сравнить и дополнить уже имеющиеся и получить новые ответы.

Важный момент в «Успешном тренере», это побуждение задуматься, искать. Это крутой практический навык, и всю книгу стоит читать именно с таким подходом. 1) Есть ситуация, варианты, вопросы – 2) думаем, ищем, сравниваем и оцениваем и – 3) решаем, используем знания.
Нужно сделать поправку на то, что описывает все американский тренер из американской системы воспитания спортсменов, соответственно, есть специфические проблемы или примеры. Это не минус, а повод задуматься о том, как подобное проявляется у нас, как переносится и как можно адаптировать опыт.

Книга о важной роли тренера, о призвании. Мартенс убедителен и последователен – хочется развиваться и стать сильным наставником, стать "Успешным Тренером".
Есть разные списки типа «ТОП-5 книг для тренера» и в таком духе, если в списке нет этой книги, то это не ТОП-список. Последнее, что скажу об «Успешном тренере» - не нужно читать в спешке, информации много и лучше осмысливать прочитанное и применять, а потом двигаться дальше, уверен так книга принесет больше пользы.
***

Теперь коротко, о следующей «Методология подготовки юных футболистов». Авторы: российский специалист  - Владимир Губа и польский - Алсександр Стула. Книга с акцентом на необходимость использования игрового метода в тренировках, как возможности наиболее комплексного и разностороннего развития. 
Все просто и обосновано, начиная от особенностей занимающихся спортом, переходят к модельным характеристикам и тем возможностям, которое дает тестирования для определения уровня и потенциала юных футболистов. Полезная информация по отбору юных игроков, критериям и акцентам, по планированию и распределению направлений работы на разных этапах.
То о чем сказал выше - информация более или менее типичная, в такой или близкой форме встречается много где. Но есть у книги и особенности: подробны разбор структуры, видов и подготовки упражнений в рамках игрового метода, их особенности на разных этапах подготовки и затем 2/3 оставшегося объема книги – примеры упражнений. То есть по факту это хорошая методичка по конкретному методу и сборник упражнений, ему соответствующих. Не скажу, что у меня были какие-то особые ожидания от книги, но это стало приятным сюрпризом.
Упражнений много, они разбиты по этапам (возрастам) и направлениям воздействия (выносливость, скорость, координация, взаимодействие и так далее). Описание каждого имеет следующую примерную структуру: схема, число участников, продолжительность, ход (описание) и советы по его использованию.
Какие-то упражнения уже давно знакомы, каике-то новые, какие-то понравятся, какие-то нет, тут можно соглашаться, спорить и/или дополнять, но точно есть что использовать. Кажется эта же книга с названием «Сборник упражнений…» привлекла бы больше читателей.
***

«Игра с числами» Криса Андерсона и Дэвида Селли – это уже не о тренировках, а о футболе вообще. На русском полное название включает добавку «Виртуозные стратегии и тактики на футбольном поле», хотя перевод с английского иной «Игра чисел: почему все, что вы знаете о футболе, неверно» (The Numbers Game: Why Everything You Know About Soccer Is Wrong). Суть книги точнее передает оригинальный вариант, хотя, конечно, не все что вы знали, не верно, но вы точно узнаете много интересного. Увлекательный взгляд на  футбол раскроет его еще полнее и позабавит вас интересными фактами и ситуациями. Но это не википедийное чтиво, а живой, с примерами и обоснованиями труд о том, что происходит на поле и как на это влияет происходящее за его приделами.

Хорошо раскрыта необходимость укрепления самой слабой позиции в сравнении с вариантом усиления пусть даже ТОП-игроком но не самой проблемный позиции. На результат большее влияние оказывает слабый игрок, а команда выступит тем лучше, чем она ровнее, чем меньше разрыв между сильнейшим и слабейшим.

Роль футбольной статистики и аналитики, как они влияют на использование игроков, выбор тактики и результат – то о чем рассказывают Андерсон и Селли. Как выбрать самое важное, интерпретировать и затем использовать – тренировать и наигрывать, чтобы в конце концов играть эффективнее.

Замены, стандарты, схемы – тут либо все то, что Вы так любите, либо точно хоть что-то, что вы любите будет и увлечет. Читается легко, с неизбежными «хммм, вот как значит! Круто!» Ну и после прочтения сложно не пополнить ряды если не фантов, то приверженцев тренера Роберто Мартинеса (нам еще дома играть с его Бельгией, если, конечно летом его никто не сманит).
Книгу на ура прочитали и дети – им было просто интересно, это ведь о футболе. Мы исходим из позиции, что если ты хочешь быть в чем-то хорош, то предмет в целом знать обязательно. В этом случае работа над предметом была не сложной, футбол стал еще ближе.
***


Последняя в списке актуальна для всех наставников: родителей, учителей и тренеров - «Код таланта: гениями не рождаются, ими становятся» Дэниела Койла. Небольшая книга с волнующими любого родителя вопросами: как талант проявляется и как его развивать? Ответ следует из названия и Вас не удивит – практикой. Есть, конечно, нюансы и книга именно о них и в связи с ними, о миелине – веществе в нашем мозге, образующем оболочку вокруг нервных волокон. Миелин непосредственно участвует в формировании и развитии навыков, в формировании таланта.

Существуют концепции о том, что талант и особенное мастерство, на самом деле не что иное, как очень-очень много практики. Например, «Теория 10 тысяч часов», или «Сознательной деятельности». И даже «чистый» талант Месси, на самом деле про это же – «Сколько времени в день ты тренировался в детстве? – ВСЕ время». «Миелиновая теория» об этом же, но немного с другой стороны. С этой стороны раскрывается работа мозга в момент, когда мы учимся, что там происходит и как это знание можно использовать. Это, вероятно, упрощенная, но за счет этого, более доступная для понимания модель обучения и развития навыков. 


Много примеров, которые раскроют тему и свяжутся с вашим личным опытом, с вашей ситуацией, с тем как и когда вы можете развивать свои таланты или способствовать развитию детских. Это о школе, о спорте, о жизни – о том с чем мы сталкиваемся каждый день и что поможет нам в достижении целей.
Наверное, можно найти какие-то изъяны, но концепция призывает к действию, к развитию, к тренировкам на границе своих возможностей и уже имеющихся навыков – а это положительно и, уверен, продуктивно. Так что, тут без критических стрел – напротив, я бы посоветовал начать чтение именно с этой книги и дело тут не только в мотивации. Еще один интересный момент в том, что понимание того, как работает мозг, как формируются навыки, позволяет повысить эффективность процесса обучения – это доказанный факт.

На все прочитанное из этого списка я времени не пожалел – либо полезно, либо интересно, либо побуждает к действию. Приятного получения и использования знаний!

p.s. тут, ссылка книги.  

Поддержать блог и канал

Комментариев нет:

Отправить комментарий

UA-104963231-1