Вопрос-ответ

Часто бывает, что читаешь и сразу хочется что-то спросить, не всегда по теме поста.
Здесь можно оставить вопрос и получить ответ. Возможно, диалог будет полезен другим читателям :-)

82 комментария:

  1. Здравствуйте. Много полезной информации на вашем сайте. Моему сыну 8 лет. Занимается в одной из футбольных школ фк Краснодар уже больше двух лет. Тренировки 3 раза в неделю. Но , на мой взгляд они не достаточно эффективны,так как много детей занимается. Нужен индивидуальный подход. Думаю сам дома дополнительно заниматся с ним, но не могу составить план тренировок. Не просто мяч погонять, а занимается по программе, отслеживать прогресс. Может поможете , поделитесь опытом???

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте. Спасибо за отзыв. Подобные мысли и нас побудили к дополнительным занятиям.

      Мы начали с дополнительных тренировок того, что получалось хуже. Удары подъемом и прием верхних мячей были первыми упражнениями. Разобрали теорию этих элементов и стали тренировать. В ударах уже сразу после разбора теории о положении опорной ноги и точках на стопе и мяче стало понятнее, в чем ошибка и дело сдвинулось. В остановке, аналогично, поняли, как это вообще делается и стали пытаться, сначала просто руками набрасывал, а дети останавливали, затем усложняли. Этот элемент тренируем и сейчас, в нем предела совершенству нет. Эрик Кантона отрабатывал остановку мяча всю карьеру, используя 2 упражнения: 1) сильный удар в стену и остановка и 2) удар вверх и остановка.

      Не обязательно делать именно эти упражнения, но алгоритм может быть таким как у нас: нашли проблему/ошибку, разобрали теорию, видео поискали, поняли как правильно, тренируем сначала медленно, осваиваем движение, затем усложняем и продолжаем тренировать до закрепления. Можно самому посмотреть, что не идет, а можно прямо у ребенка спросить, в чем хочет прибавить.
      Позже вникая и читая разных авторов, как принцип тренировки встретил обратный подход: в первую очередь тренировать нужно то, что получается хорошо – самую сильную сторону. Так мы стали тренировать отбор дополнительно: разобрали отбор при движении в одном направлении, узнали про одноопорное положение соперника, стали вовремя толкаться и тоже заметно продвинулись. Именно благодаря отбору Миха стал выделяться и стабильно играть, это и до сих пор его козырь, хотя защитника уже не играет.
      То есть работа и со слабыми и с сильными местами была полезной.

      Дополнительные упражнения могут касаться и физического развития: можно тянуться, научить правильно дышать при беге, правильно разгоняться и так далее – у нас дома в хитах была лесенка, занимает мало пространства и времени на тренировку, но улучшает и скорость и работу с мячом. Тут о ней пост http://www.bgprichal.com/2015/07/blog-post.html
      Так же по тактике, начиная от простых вещей: не давать пас вдоль ворот, при защите быть между соперником и воротами и так далее. До других, посложнее: когда уместно бегать, как готовить зону, как готовить решение до получения меча. Есть популярная в Сети картинка, называется схема Роджерса – там в блок-схеме основные принципы игры, можно ее освоить, ребенку это нагляднее, чем в методичках или учебниках.

      Добавлю, что не надо все сразу пытаться дать, хоть по тактике, хоть по технике или по физическому развитию - сильно много не запомнит, тяжело усвоить. Лучше стабильно маленькими порциями, разобрали, потом еще вспомнили и закрепили.
      Что касается прогресса то в таком возрасте в основном по наблюдениям и ощущениям: стало ли получаться, стал ли в играх использовать то, что тренирует/разбирает и так далее. Можно и буквально замерять показатели физического развития – прыжки или скорость преодоления дистанции и технические элементы. Мы, например, сейчас бьем на точность, целим в перекладину: начало было с 5-ти метров, бьем пару раз в неделю и по достижении отметки 50% из 50-ти ударов сдвигаем линию ударов на 1 метр. Сейчас на 10-ти метрах и это очень понятный и измеримый прогресс.

      Еще, это конечно, зависит от тренера в группе Вашего ребенка, но можно и с ним побеседовать, просто на предмет "как дела у ребенка, что хорошо, что плохо?". Это может быть информативно.
      В любом случае, какая бы дополнительная тренировка не проводилась, ребенок кроме усвоения навыка получит уверенность, отклик от Вас, это сложно измерить, но это очень круто.

      Удалить
  2. Большое спасибо , за развернутый ответ. Много полезных советов!У нас много в чём нужно улучшаться, но есть 2 самые серьезные на мой взгляд проблемы. 1 это скорость. Сейчас начали заниматься 2 раза в неделю, по вашему видио из ютюба. Вторая и пожалуй самая главная проблема это психология. Недостаточно уверен в себе. Обижается, психует. После замечания кого то из команды , что не забил гол или не принял мяч, может совсем выпасть из игры. А когда настрой хороший, всё получается.Выкладывпется по полной, не остоновиш!Были ли у вас подобные проблемы с психологичиским настроем? Как с этим боролись?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Пожалуйста. Работа со скоростью это хорошо, интересно какие будут результаты через 1,5-2 месяца.
      Проблемы с психологией у нас были. Полагаю, что с такими проблемами сталкиваются все, просто в разном проявлении. Это нормально, так устроено развитие. Тому, как мы с этим боролись посвящу ближайший отдельный пост, раскрою и поделюсь накопленным опытом.

      Удалить
  3. Здравствуйте! Спасибо за отличный и познавательный блог. Нашел в нем много полезной информации. Рад что нашел такого же папу юных футболистов, который пробует грамотно развивать и притренировать своих детей, помимо футбольной школы, в которой к сожалению с каждым годом все меньше хотят растить и воспитывать футболистов, а больше бьются за результат команд и клуба, дабы сохранить место (касается тренеров) и сохранить финансирование и выглядеть в лучшем виде перед хозяевами (касается клуба). Во всяком случае у нас в Питере сейчас такая тенденция.
    А вопрос у меня такой. Один из сыновей (9лет) помимо тренировок в клубе (4 раза в неделю), в свободные 2 дня ходит еще на футбольные тренировки в школу. Естествено уровень там намного ниже чем в основной его команде. Так вот, некоторые мои знакомые говорят мне, что это не на пользу, а во вред, мол он там расслабляется и на основных тренях тренируется хуже. Я же думаю, что даже если он в школе тренируется на расслабоне, он все равно работает с мячом и польза от этого есть. Как вы думаете, нужно тренироваться в секциях с более низким уровнем нагрузок и требований?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте. Спасибо за отзыв.
      У нас был подобный опыт и остановились на мнении, подобном Вашему: "... даже если он в школе тренируется на расслабоне, он все равно работает с мячом и польза от этого есть". Пользу извлечь точно можно.
      Думаю, что важно чтобы ребенок понимал разницу между требованиями в секции и школе и, соответственно будут различаться цели на этих тренировках. Можно контроль оттачивать, на разных позициях пробовать играть, какие-то финты в использование вводить сначала против таких вот соперников послабее. Дети получали задание и призыв быть там как профи, это была для них дополнительная роль/игра.
      Главное это требования к себе - если идем на дополнительные ради прогресса на основных, то они не будут во вред, а если попижонить и расслабиться, то может и в минус будут.
      Еще есть тренеры, которые против "походов" в другие секции, футбольные или какие-то иные, но это обычно не из-за расслабленности там, а из-за того, что у них свой цикл нагрузок, считают, что дополнения снижают эффективность их работы. Такой подход может быть обоснованным, если программа/цикл действительно есть, а это не просто "ревность", ну и относится к группам постарше - с 11-12 лет.

      Удалить
    2. Спасибо! Я именно так и думал и на тренировках в школе мы и оттачиваем новые финты и позиции, которые в силу обстоятельств (более высокие скорости, выбор позиции тренером...) он не может обкатать.

      Удалить
  4. У вас только два сайта и один ютуб канал правильно?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Именно так. Здесь наша футбольная история, а в блоге "Болгарский причал" вся остальная, жизненная. А что?

      Удалить
    2. Здравствуйте, Евгений! Нет слов, как я рада, что наткнулась на Ваш блог. Нашла ответы на кучу вопросов, которые не давали мне покоя. У меня тоже юный футболист, которому очень хочется помочь как-то... А так как я не профессионал в этой сфере, очень сложно разобраться и понять, с чего же следует начать помогать:)
      Короче, хотите Вы этого или нет, начала воспринимать Вас как мудрого наставника в непростом деле взращивания футболиста. Спасибо огромное! А самое главное, призналась себе, что я, действительно, хочу видеть своего сына профессиональным спортсменом! Но это совсем не значит, что надо развиваться только в этом направлении, одно другому не мешает. Вроде бы элементарно, но до прочтения Ваших постов, думала иначе и очень переживала. Просто у нас среди родителей почему-то не принято вслух говорить:" да, я хочу, чтобы сын попал в академию нашего клуба и , в итоге, стал футболистом". Я думаю, это страх поражения. Потому как в академию берут очень немногих...и, наверное, это возможность сказать потом, что мы туда и не стремились. Ещё раз спасибо! Буду пытаться применить Ваш опыт у себя. Уже наметила моменты, с которых начнём, но пока в голове сумбур.
      Желаю успехов Вашим мальчикам! Почему-то я уверена, что с таким подходом родителей, очень скоро на футбольном небосклоне Европы зажгутся звезды с фамилией "Гащук".

      Удалить
    3. Здравствуйте, Екатерина. Да, страхи мешают, боятся взрослые, а отражается на детях. Бояться нет смысла, непродуктивно.
      Смелости и удачи Вам!

      И спасибо за отзыв - в этом цель блога, чтобы кому-то было полезно, кого-то вдохновило. Прочитанные ранним утром Ваши оценки и пожелания, задали настроение на весь день, еще и на другие дни останется ))

      Удалить
  5. Евгений, добрый день. Спасибо Вам за Ваш блог, два дня читаю, не отрываясь. Очень много всего полезного и нужного. Ребятам Вашим очень повезло с "тренером", от всей души желаю им и Вам успехов.
    У меня самого сын, 8 лет. Занимается уже год, тренировки 2-3 раза в неделю. Но вот столкнулся с такой проблемой - если игра с незнакомой командой либо с командой старше по возрасту, то он начинает теряться, мяч от него отлетает как от стенки, удар пропадает, скорость тоже, позицию перестает искать, вяло двигается. Хорошо, если успевает освоиться ко второй половине игры, но бывает, что этого не происходит. Ясно, что проблема психологическая, но вот как ее смягчить, как настроить его на игру, я понять не могу. Чувствую, что он сам начинает придумывать себе сложности задолго до игры, задает вопросы типа "а они старше?", "а как они сыграли предыдущие игры" и т.д. и т.п.
    Может Вы сталкивались с такой проблемой у детей ??

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте. Спасибо за оценку.
      То, что для ребенка есть определенный порог неких условий, за пределами которого он "теряется" и не может показать всех своих умений - это нормально, это свойственно почти всем. Я видел, как выпала целая команда 11-12-летних, достаточно успешно играющих в своем регионе, с сильными игроками в составе: нервничали еще до игры – будущий соперник Галатасарай, а уж когда игра началась, совсем испугались и встали – смотрели футбол. Хорошо бы постепенно повышать уровень сопротивления, не подвергая детей сильному стрессу, не снижая их уверенность в себе, но не всегда это возможно.

      Одна из задач обучения/воспитания: научить ребенка его волнение, сомнения или гнев контролировать и направлять в спортивную злость, сохранять концентрацию, играя в свою игру независимо от обстоятельств. Быстро это не происходит.

      Главное это поддержка. Ситуация с волнением нормальная, обычная, в ней даже есть плюсы – его волнует результат, он НЕ равнодушен, а это очень важно. Это вообще супер! Вы ситуацию понимаете и ему поможете. В свое время все «терялись» и даже самые лучшие, да и даже продолжают теряться – не нужно этого бояться. Если ты стараешься и приложил все силы – это лучший вариант и лучшая реакция.
      Даже просто объяснение и разбор с ребенком поможет ему. Условно: есть некая ситуация у нас несколько вариантов поведения/реакции, например, 1) занервничали, не показали игры, ошибались 2) скованны были, не показали умений 3) отложили переживания и показали игру. Как лучше? Как больше шансов на победу? Понятно, что лучший вариант – третий и он в голове у ребенка должен быть: должно быть ясно, что не так и как правильно. Если он знает что 1-ый и 2-ой варианты это как играть за соперника, помогать ему, он придет к тому что в этом нет смысла.

      Кроме того, есть ряд приемов, идея которых в том, чтобы вернуть ребенку уверенность.
      1. Можно отвлечь на одну задачу. Вы, написали, что падает скорость, движение, техника, решения. Выбрать что-то одно и попросить сосредоточиться только на этом. Важно чтобы эта задача соответствовала его игровой деятельности и была ему точно по силам. («Может у нас не получится сразу превзойти их во всем, но давай сделаем то, что ты точно умеешь. Ты быстрый? Вот давай ты будешь бежать в нужных эпизодах на максимум и вот увидишь, это тебе поможет!» ИЛИ «Ты же умеешь бить? Давай мы будем ждать этот момент, будем играть, как обычно, двигаться, а когда возникнет возможность удара, уж мы покажем кто тут мастер!»). И даже если и не очень получиться эту задачу выполнить, можно и нужно схитрить и сказать, что «хорошо, с этим разобрались, в следующий раз добавим другой момент». Это шаг к уверенности.

      2. Можно подготовиться. «Что у нас не получалось? Прием? Давай я тебе подам 50 передач под правую, 50 под левую, ты останавливай, просто или с уходом, подготовимся и этой проблемы не будет». Нужно создать уверенность, посыл – «ТЫ ГОТОВ». Тут и буквальная польза от тренировки технического приема и ментальная. 4 метра пространства можно найти почти всегда.

      Удалить
    2. 3. Можно разобрать игру соперника: обратить внимание на его ошибки – а их всегда будет очень много . Ребенок убедится, что соперник не такой уж страшный, многое еще не умеет, много где не успевает. Если сопернику еще и мешать – все получится. Тут не цель принизить соперника, а цель спустить его уровень в глазах ребенка «с небес на землю».

      4. Часто уверенность связана со страхом ошибок. Объяснением, что ошибаться не страшно и ошибаются все, так мы учимся, так и становимся сильнее, важно продолжать бороться - нужно заниматься вообще всегда. Описывал этот момент тут http://footballgas.blogspot.bg/2016/08/blog-post_42.html

      5. Сосредоточиться на себе, а не на соперниках. Ведь цель показать максимум своих текущих возможностей и не важно, что кто-то пока умеет больше. Путь футболиста длинный, у кого получится, решится ведь не в этом матче, а намного позже, нужно тренироваться и продолжать развиваться. Нам помог такой простой пример: сели рисовать что-то всем классом, ну пусть осень, все нарисовали по-разному, но кто-то прям лучше других. Оказалось этот кто-то занимался рисованием, учился, уроки брал или может в кружок ходил, но суть: он потратил время, поучился/потренировался и получил улучшение умения. Все просто. Нет смысла сравниваться с ним, не сейчас, давайте сначала сравняемся в объем потраченного времени, потому будет корректно. А если так сравниваться, все дети решат, что просто не умеют рисовать, а вот тот умеет. Так же в футболе: если кто-то что-то умеет лучше чем я в данный момент – это результат его труда/усилий, я пока учился чему-то другому и лучше делаю другое, но если надо, я приложу усилия и тоже научусь. А прямо сейчас/сегодня в игре нужно показать, что я умею, показать все и на максимуме. Условно «Да, он лучше водится, но зато ты в защиту возвращаешься/у тебя удар сильнее/пас точнее/ты партнеров видишь. Вот и делай что умеешь. Он же делает что умеет. То чему учился».

      Психология, вещь индивидуальная, какие-то приемы зайдут, какие-то нет; какие-то сработают сейчас, а какие-то позже – главное поддержка. На него итак давит ситуация, соперник, иногда еще и тренер, не нужно увеличивать давление. «Хочешь научиться с этим справляться? Научимся». Вы и ваш футболист решаете общие задачи, вы союзники.
      ***
      Написал примеры, их не обязательно буквально использовать, но можно и буквально. Главное общая идея: люблю футбол – хочу побеждать – подготовлюсь лучше – буду ближе к победе.

      Удачи!

      Удалить
    3. спасибо за ответ.
      Да, пункты 1 и 2 я старался применять, но если не получалось - говорил напрямую. Вероятно, ошибка моя, виноват я сам. Пытаюсь исправиться.
      А как Вы боретесь с недостаточной концентрацией на тренировках, при выполнении упражнений ? Ведь нет таких детей в таком возрасте, которым не захотелось бы, например, подурачиться, потрещать с друзьями и т.д. во время тренировки. Даже на Ваших видео есть пара моментов когда пацаны друг друга подначивают :) Ну и вообще, поиску концентрации на тренировках, в игре можно как-то "научить" ? Бывали случаи, когда кому-то из игроков в игре прилетало мячом в голову, или под дых. В итоге плач, нервы и т.д. После этого какое-то время игра становилась похожа на бал, все боялись мяча, стыка. Кто-то находил себя сразу, кто-то спустя какое-то время.. Вот как подготовить ребенка к таким вот потрясениям ?

      Удалить
    4. В командной тренировке моменты потери концентрации - естественно, чем младше и чем ниже общий уровень команды, тем их больше. По-разному удерживается внимание, главное дисциплина и интерес. Если детям интересно - дольше держат концентрацию, но все равно устанут и внимание будет рассеянным. Чем старше и/или чем больше в команде детей увлеченных игрой, целеустремленных, четко знающих ответы на вопросы "зачем пришли на тренировку? зачем тренироваться?" -
      тем моментов потери концентрации меньше.
      Вообще есть мнение, что и взрослые-то игроки с трудом сохраняют концентрацию целый тайм, просто они лучше владеют навыком концентрироваться в нужный момент, в важный, а в менее важный - отдыхать. Этот навык они на детских тренировках и получили, в том числе и через попадание мяча в голову.

      Точно помогает, если дети (или ребенок) понимают цель и задачи тренировки. То есть когда не просто озвучили, а когда они именно поняли зачем это им. Так деятельность превращается или максимально приближается к осознанной/осмысленной и тренировки максимально эффективны.

      Если речь об индивидуальной тренировке, то тут проще, ребенок получает сильно больше внимания и удается заметить момент снижения концентрации, устроить перерыв, отвлечь на что-то и передохнуть тем самым.

      Есть и другая сторона - все-таки детям должно быть интересно, может тяжело, может трудно, но им должно нравится тренироваться. Какие-то отвлечения, может даже запланированные, шутки или подначки, или игры короткие которые расслабят, снимут давление - это все полезно и уместно. Атмосфера должна быть рабочей, но не тяжелой.
      Если дети умеют и пошутить на тренировке и выложиться при этом полностью - это вообще отлично!
      А по факту это все пункт 4 из предыдущего сообщения: прилетел мяч в голову - ошибка, учимся на ней и становимся сильнее, причем не обязательно учиться на своей ))

      Удалить
  6. Здравствуйте Евгений! Спасибо за отличный и познавательный блог и ютуб канал! смотрим ваши видео, ребята ваши молодцы, желаю им больших побед)! помогите разобраться в проблеме не могу найти для себя совет и для сына! моему сыну через месяц 11 лет футболом занимаемся с 5,5 лет! очень хорошая техника у нас, хорошое чувство мяча, по мимо тренировок с командой которые у нас 3 раза в неделю, мы с ним еще занимаемся сами во дворе на площадке, иногда собирается во дворе ребятня от 10 до 17 лет мы делимся и гоняем в футбол! так вот проблема в чем, во дворе малый играет на высшем уровне и так же на тренировке, хорошая результативность, отдает голевые пасы сам забивает! все это пропадает когда мы едим на соревнования а ездим каждую неделю! почему так ? что происходит не пойму, неряха какой то выходит ни пас ни проход ни удара по воротам! и за это садят его на лавочку! очень редко он может выстрелить на полную катушку и очень радуется что у него все получилось, но чаще он выходит не уверенным! как бороться с этим? Спасибо

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте. Спасибо за отзыв! Вопрос перекликается с одним из тех, что выше, об уверенности. Природа схожая. Какие-то из пунктов в ответе подходят для Вашей ситуации. Кроме того, посты по тегу "психологическая подготовка", в большей части об этом (например, последние об Ошибках и Оценках). Поэтому, не повторяя то, что уже сказано ранее, я обращу внимание на другие моменты. Дело может быть в чем-то одном или во всем сразу. Все индивидуально, конечно, но что-то из предложенного сработает, либо Вас натолкнет на правильные мысли.
      1) Дворовый футбол имеет плюсы, это бесспорно, но имеет и минусы, один из них в том, что зачастую отсутствие реального соревновательного момента, то есть важности, ценности, уникальности победы (или забитого гола, или недопущения забитого гола). Составы нестабильны, счета баскетбольные, даже если проиграем - выиграем завтра, не критично. Ответственность есть, но она отличается от той, что на соревнованиях, она не давит. На отрезке от "игра во дворе" до "игра в матче чемпионата" - есть такой формат, в котором ребенок еще будет показывать свои лучшие стороны, не ощущая давления, например игра за команду, но в товарищеском матче. Сначала нужно привыкнуть на промежуточном уровне, потом будет проще перенести уверенность на следующий.
      2) Необходимо разобрать ситуацию с ребенком, задать ему вопрос о его мнении и какие могут быть решения: имеет ли место такая ситуация? почему он скован? Что мешает? Что поможет? Нужно вовлечь ну и понять что-то о его ощущениях. Нужно донести, что команде и себе он нужен в лучшем виде. Переживание точно помешает, страх ошибки давит, а спокойствие и уверенность в любом случае позволяют рассчитывать на большее. Формат: скованный точно приносит мало пользы, медлит, теряет мяч, а раскованный имеет шанс сделать то что нужно, забить, пройти или отдать…
      3) У него наверняка есть кумиры, либо он точно знает что у Вас были кумиры в футболе о которых что-то рассказывали, которые играли до того, как он появился. Условно: Самый спокойный, бесстрашный и непоколебимый Андрей Тихонов (Никифоров, Цимбаларь, Семак…) когда их привели в академию вообще просто встал. Он классно играл во дворе и школе и это увидел тренер и позвал, но когда он пришел на тренировку он растерялся и просто встал. Не смог показать что умеет. Важность момента задавила. Тренер сказал: «Расслабься, не переживай, играй как в дворе, мы тебя точно возьмем, так что волноваться не о чем, просто играй». И он сыграл…
      Думаю посыл понятен: проблема это распространенная и через нее проходили и успешно, многие, быть собой трудно не только в футболе. Можно на любом примере, который будет для него убедительнее – рассказать об успешном опыте решения схожей с его проблемы.
      4) Кроме того, в этом возрасте любые соревнования – это все еще тренировка. То есть даже матч чемпионата, даже важный, это просто тренировка способностей детей справляться с напряжением, концентрироваться, переносить навыки на игру и так далее. Ровно это утверждается в модели LTAD –11 лет это точно не время, когда соревнования играют определяющую роль. Тут с одной стороны нужно объяснить, именно этот факт, возможно, он немного снизит давление ответственности. С другой – донести, что он в таких удачных и неудачных матчах продолжает тренироваться, важно продолжать, а не отступать и если будет тренироваться/стараться будет и результат, таков процесс обучения.
      5) И последнее, не нужно требовать и ждать решения проблемы сразу, одним махом. Нужно ставить небольшие задачи, изначально такие, какие заведомо по силам. Находить плюсы и «цепляться» за них, прогресс точно есть и нужно доверие и поддержка. Даже на уровне «ты старался, ты поймал этот момент тревоги и старался, в следующий раз сможешь поймать и подготовиться, включить защиту, не пустить его».

      Удачи и игр на полную!

      Удалить
    2. Благодарен Вам за ответ, Евгений! будем двигаться дальше и пытаться решить проблему эту! с малым общаюсь спрашиваю что мешает сыграть так же как во дворе, говорит " не знаю"! ты боишься или волнуешься, " нет" говорит! но я вижу что не тот парень выходит, скорей всего волнуется и переживает подвести команду неправильным решение, может много на себя ответственности берет, я пока не могу понять(. ждем ваших новых видео и вам процветания в ваших дела!)

      Удалить
  7. Просто чудо, что увидел Ваш блог.Все, что интересует - детский футбол в Болгарии, регион Варна.
    Я из Питера, имею отношение к детской школе "Локомотив". Активно сотрудничаю со спортивной базой "Аквалайф" в Кранево. В прошлом году привозил детскую команду 2009 г.р. академии "Зенита" на турнир КОЛОНИЯ КАП (проводят сербы в Кранево и Варне). Сейчас в Аквалайфе строится искусственное футбольное поле для детей ( 63х43 м) и в весенние каникулы 2019 года планируется турнир 2008 г. р. Из России скорее всего приедет Локомотив. Если не сложно, расскажите об организации соревнований среди детей 2008г. и моложе на востоке Болгарии. В Питере 40 клубов, разделенных на 4 группы по 10 клубов. Каждый клуб - это 3 юношеских и 3 детских команды. И еще 2 подготовительные. В сезоне 2019 года это U-11 (2008) и U-10 (2009).
    Они играют с апреля по октябрь 2 круга каждый с каждым. Июль-август перерыв. А как в Болгарии? Как выстроено в Академии Лудогорца? Реально ли пригласить команду 2008 г. на наш турнир? Играют ли команды таких возрастов первенство Болгарии или региона? Вопросов много, информацию найти трудно, даже на сайтах клубов и Академий. Заранее спасибо за ответ. Удачи сыновьям в Лудогорце, скоро может быть и россияне заиграют, а не только бразильцы.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Михаил. Расскажу.
      Дети U-11 (в этом году это 2008-ой) играют в "Футбол-7"(6 в поле + кипер). Вся страна разделена на 4 большие зоны: София, Пловдив, Велико Тырново и Варна, они не совсем по частям света, но близко. Нас интересует Варна, она в свою очередь разделена еще на несколько групп/зон, их количество подвижно по сезонам, от состава и заявок делят так, чтобы было удобно добираться. Дети до U-12 включительно играют по ним (по подзонам), а начиная с U-13 на всю зону.
      Турнир для U-11 и U-12 стартует в сентябре, играют примерно до середины ноября, вторая часть март-апрель-май. Если в группе больше 10 участников, то играют в 2 круга, если меньше, то могут в 4. Туры проводят в выездном формате: в одном месте собираются все команды группы и проводят 2-3 матча – такой целодневный выезд. Выбирают обычно 2-3 места равноудаленных и там поочередно проводят все туры. Выходит что тур не каждый выходные а через одни или даже через двое иногда. Обычно на одни выходные играют Футбол-7 (U-11), а на следующие Футбол-9 (U-12) и так далее. Это в том числе и потому, что состав команды U-12 e у большинства входит немало детей из U-11 – туры возрастов не «накладываются». В этом году в зоне Варна 3 группы.

      В июне для команд, занявших первое и второе места в своих группах в зоне проводится мини-турнир и определяются 2 сильнейшие, они едут на национальный финал, где собирается 8 команд возраста (по 2 из каждой зоны), делятся на 2 группы, играют круг и затем плей-офф – определяют чемпиона. Это и для Футбол-7 и для Футбол-9.
      Далее дети будут расти и 2 сезона (U-13 и U-14) поиграют по крупным зонам (без подгрупп), причем для занявших высокие места в своих зонах для U-13 будет кубок на всю страну, когда они перейдут в U-14.
      Начиная от U-15 в этом году проводится «элитное» (на территорию всей страны) первенство. Пока это новый опыт – инициатива сильных клубов.

      Теперь к Лудогорцу: я описывал, что в связи с тем, что клуб базируется в очень маленьком (40 тыс.человек) городе, а интернат начинается с U-13, команды которые младше – не сильные. Ограниченный выбор, детей, конечно, тренируют, есть интересные, но в общем команды даже в своей подгруппе не борется за первенство, не хватает состава. До U-13 – подготовительные группы, а далее уже считается именно академия и команды начинают формировать, приглашая детей со всей страны – уровень сразу повышается.

      Обсудить с тренером и узнать возможность выступить на турнире весной, я конечно могу, но, думаю, что тут мало смысла – как соперник, Лудогорец этого возраста будет непоказательным, не совсем интересным. В Варне есть 3-4 команды, которые точно сильнее – Дельфины, Черно Море. Олимпик и Тича, например. Плюс, Кранево – это Добричская область, в этой же группе играет Добруджа из Добрича – им близко, они крепкие, тоже можно звать.

      Вот таблица подгруппы Варны текущая: http://bfu-tournaments.com/index.php?zid=69&t_p=5&cid=64118&sid=2309&tid=1037&who_is=2
      Я могу дать контакты руководителей и тренеров тех команд, которые наверху в ней. Большинство лично знаю, могу написать, спросить по возможности, но нужно немного больше входной информации по турниру.
      Если вопросы есть - пишите на почту jekagas@gmail.com либо может через ВК, так будет быстрее для общения.

      Удалить
    2. Евгений, спасибо большое за подробный ответ. Вопросы, конечно есть, напишу на почту.

      Удалить
  8. Здравствуйте, Евгений!
    Меня как родителя очень интересует ваше мнение по поводу того нужно ли заставлять юного футболиста выполнять доп. тренировки дома и на улице т.к тренировочный процесс в ДЮСШ очень неэффективный или футболист сам должен проявлять интерес к тренировкам.
    В нашем случае мальчику 9 лет в футболе с 5 лет. Интерес к футболу есть, но выполнять тренировки сам ленится. Это особенности возраста?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте. Слово "заставлять" мне не нравится. Но нужно понимать о чем речь: зубы чистить или в школу ходить ребенок тоже может не хотеть, да и вообще сначала об этом ничего не знать, но ему объясняют, учат, вводят в привычку - понимает и делает. Если это "заставлять" - то не проблема, можно. Если же он сопротивляется ... то явно не стоит, тем более все равно тренировка не будет эффективной.
      Я уверен, что без дополнительной работы никаких шансов добиться в деле успеха и раскрыть весь свой потенциал не получится. Чем ребенок старше, тем доля такой индивидуальной дополнительной работы выше. 9 лет - возраст, когда такую работу уже точно можно выполнять. Но начать нужно с интереса: зачем ему это? что ему это даст в ближайшее время и что в будущем? хочет он быть лучше?
      Тут искусство Ваше - объяснить и подать так чтобы дополнительные тренировки воспринимались как возможность, как привилегия.
      Мои воспринимают весь тренировочный процесс в целом: хочешь быть лучшим и лучше - тренируешься. Пропуск тренировки - это как высшее наказание, к которому мы не прибегали, повода не было, но как угроза/инструмент: не будет порядка - не пойдешь на тренировку (на любую) - и сразу образуется порядок.
      Основа индивидуального роста - именно индивидуальные тренировки, а клуб - возможность работы в команде и демонстрации своих умений.
      Возраст 9 лет - это время перехода к пониманию процесса обучения - время учиться обучаться. Тут больше на объяснения как вообще процесс работает, как навыки развиваются. Не за раз все это - постепенно. А когда придет понимание и будет интерес к дополнительным тренировкам - тогда к ним и переходить.
      В таком возрасте работают примеры, хоть футболистов известных, хоть Васи из соседнего двора: вот был как все, начал тренироваться дополнительно - прошел отбор в команду "Х".

      Удалить
    2. Евгений, спасибо больше за ответ!
      Вы правы, важно искусство родителя подать и объяснить о пользе дополнительных тренировок.
      Возможно он не достаточно мотивирован т.к отдает предпочтение мобильным играм и телевизору нежели дополнительным тренировкам.
      А вообще я хочу сказать Вам, что вы огромный молодец! Ваш подход можно назвать профессиональным в высшей степени!
      Спасибо еще раз!

      Удалить
  9. Как составить свою программу тренировок?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Это всегда очень индивидуальный момент поскольку должно быть учтено много факторов: возраст, уровень, цели, текущие нагрузки, возможности и еще много чего.
      Применительно в футболу вариантов что именно тренировать (вариантов тренировок) очень много - от всех 5-ти физических качеств, до самой разнообразной работы с мячом. Нужно понимать, приоритет в тренировках - что именно хотите развивать, как это вписать в расписание недели, чтобы развиваться, а не переутомляться.

      Удалить
    2. Этот комментарий был удален автором.

      Удалить
  10. Евгений, добрый день. Подскажите, пожалуйста, Лудогорец устраивает какие-то летние лагеря для 2010-2011 годов? На сайте не нашел ничего про это. После прочтения Ваших статей стало интересно съездить для ознакомительных целей.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте. Нет, такой практики у клуба нет. Есть лагерь для детей из местной округи и детей работников большой компании Аурубис - этот лагерь ее именем и называется. 1 неделя ежегодно для детей 11-12 лет (то есть в этом году это 2007-2008 годы). Внутри Болгарии есть спрос на лагеря итальянских грандов, а местные команды не активны.

      Удалить
  11. Благодарю за информацию. Так-то лагерь сам по себе особо пользы не приносит, да еще и за стоимость, которая у итальянских грандов, хотелось именно посмотреть на футбольную Болгарию, а то горнолыжную знаем, а вот футбольную нет. С наилучшими пожеланиями. Михаил.

    ОтветитьУдалить
  12. Я как-то читал в комментариях под видео то , что вы тренируете скорость в какой то период года . Можете дать рекомендации по поводу тренировки скорости

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте. Активно силовую и скоростную работу проводим в период летней и зимней предсезонной подготовки, когда нет тренировок в клубе. В сезон - ориентируемся на клубные тренировки и форму: если скорости там уделяется достаточно времени, то нет смысла дублировать, если чего-то не хватает - добавляем.
      У скорости разные проявления/стороны, по факту над частотой работаем на протяжении всего года, рывки/спринты активнее всего в предсезонные отрезки, а скоростную выносливость 2 раза в год месяц перед началом матчей чемпионата, по ходу сезона скорость с мячами.
      Частота вписывается легко почти в любую тренировку - можно первым блоком, с силовой и работой сложнее - нужно больше на восстановление времени.
      Основа скорости и скоростной выносливости - мышцы, поэтому в начале предсезонки акцент именно на силовую работу, в середине на спринты/частоту, а ближе к концу на скоростную выносливость.

      Удалить
    2. Спасибо . Не могли б Вы дать набросок недельного плана в межсезонный период . Я просто хочу создать свой план на неделю ориентируясь на Ваш .

      Удалить
    3. Пример есть в этом материале: https://footballgas.blogspot.com/2018/01/blog-post_11.html
      Недели будут разными - акцент на разное. Например если у Вас 6 недель - первая вводная, затем акцент на силовую работу - это 2-5-я недели, с 4-ой недели добавить рывки (и оставить на 5-ой и 6-ой их), взрывная работа, конец последней недели немного разгружаем.
      Но это очень в общем, такой план всегда должен быть индивидуальным, питание так же важно как и тренировки и необходимо следить за утомлением, можно хотя бы путем замеров пульса по утрам (ортопроба - можно погуглить, простая процедура).

      Удалить
  13. Здравствуйте,посоветуйте какое нибудь спортивное питание для футболиста.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте. Вот два поста на эту тему и советы и ограничения там есть. Речь о юных футболистах, но и для взрослого представление сформируется - будет понятно что и зачем.
      https://footballgas.blogspot.com/2018/09/blog-post.html
      https://footballgas.blogspot.com/2018/09/blog-post_5.html

      Удалить
  14. Добрый день, посоветуйте упражнения что-бы подкачатся хорошо за месяц сыну 14 лет, футболист

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добры день, Илья. За месяц подкачаться хорошо не получится, но получится ощутимо прибавить, укрепиться. Тут, в блоге есть категория "развитие физических качеств" (тег) - слева вверху, там есть материалы и примеры тренировок и упражнения - все расписано. На верх (один пост) и на ноги (два поста), есть общий подход к силовой тренировке для детей. Чтобы советовать конкретные упражнения нужно иметь представление об уровне подготовки, форме и так далее. В таком возрасте можно переходить к нормальным нагрузкам, но я бы не торопился приседать с большим (таким что не можете повторить более 10-12 раз) весом. Остальные изолированные и без осевой нагрузки на позвоночник упражнения уже можно пробовать делать с весом на 8-12 повторений.
      При таком отрезке времени я бы спланировал тренировки так: во-первых, разделил верх и низ, во-вторых, тренировал бы и верх и низ 2 раза в неделю по схеме 1 сложная/интенсивная тренировка на группу 2 дня отдыха 1 облегченная (около 60% нагрузки от уровня первой - сложной) далее 3 дня отдыха и снова цикл - сложная-отдыха-облегченная-отдых.
      Пример: Пн-Низ тяжелая; Вт-отдых; Ср - верх тяжелая; Чет - низ облегченная; Пт-отдых; Сб - верх облегченная; Вс - отдых.
      При этом, все индивидуально и обязательно нужно следить за техникой выполнения, разогревом и заминкой, общим уровнем утомления и обеспечить всю эту активную работу питанием.

      Удалить
  15. Добрый день!
    Подскажите по периодическому мед.обследованию юных футболистов. Вы делаете стандартный вариант- ЭКГ, ЭХО, давление, общий анализ крови, или что-то еще? Сейчас, например активно рекламируют диагностику функционального состояния с помощью газоанализаторов. Насколько это информативно.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте. Да, перед сезоном тут есть стандартное обследование - перечисленное, но без анализов. Обычно, если на нем что-то не так, назначают более подробное дополнительное. У нас обходится без дополнительных - ограничивается все общим. Если есть какие-то показания (проблемы с выносливостью, дыхание, или были травмы), есть смысл в более частом наблюдении. По диагностике функционального состояния - считаю это полезно но не совсем по детям, пока системы и организм формируются какие-то выводы важные могут быть при проблемах, а вот после завершения основного формирования обследование функционального состояния даст информацию о лимитирующих факторах, поможет в определении направлений работы, способной это состояние улучшить.

      Удалить
  16. Добрый день.
    Очень хороший YouTube-канал, но что-то вы его забросили.
    Описание проблемы. Ребенок почти 8 лет, занимается 1,5 года. Рост 130 см, совсем худой (не заставить есть). Скоростные показатели средние (не быстрее лучших в группе и не на много медленнее). Плюсы: видение поля и качественные пас, по этой причине на соревнованиях всегда находится в центральной зоне или в защите, причем пас действительно очень хороший быстрый и точный за это тренеры сильно хвалят, с техникой тоже все в порядке, все упражнения с фишками и лесенкой выполняет практически лучше всех, ноги четкие и быстрые.
    И вроде прям футболист-футболист, но есть большое НО : абсолютно не идет в контакт, боится и уходит от контакта и естественно под прессингом все плюсы пропадают. Есть ребята даже мельче его которые сразу видно бойцы, поля не видят техника хуже но компенсируют все характером и желанием догнать и оторвать ноги вместе с мячем и не важно что соперник больше в два раза, а вот у нас такого совсем нет, нам надо чтобы рядом никого не было.
    ВОПРОС:
    1-возможно ли привить как-то дух борьбы и научить не бояться стыков и борьбы и как?
    2- есть ли будущее у футболиста не умеющего порубиться и потолкаться?
    3- возможно это возраст и когда он окрепнет и поймет что нет ничего страшного то все наладится?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Приветствую. Спасибо за отзыв о канале, мы его не забросили, точно. Может это не приоритет, тренировки важнее + был переезд, снимаем, планируем и будем и дальше делать видео. По вопросам:
      1) Да, это точно возможно. Начинать нужно с объяснения что это необходимость, играть без борьбы запрещено равно так же, как играть руками. В этом именно его интерес, в том числе и в связи в ответом на следующий вопрос. Да, нужно больше говорить, объяснять и показывать, как бороться и почему лучше бороться, чем не делать этого. Вот тут касался этой темы развернуто, с теорией и примерами практики, что-то должно "зайти". https://footballgas.blogspot.com/2019/09/blog-post.html
      2) На мой взгляд нет. Хотя бы половинчатый вариант должен быть - пусть не агрессивно атаковать всех, но хотя бы уметь и быть готовы жестко защищать мяч.
      3) Да, возможно, но я бы сказал не "наладится", а "можно наладить". В смысле само по себе, вряд ли, а если постепенно, с поддержкой, шаг-за-шагом будет искать моменты по единоборствам и учиться в них вступать, то может не сразу, но за 1-2 сезона точно можно изменить отношение и в этом смысле стиль игры. Сын от этого только выиграет, если он будет хорош не только в созидании и передачах, но и в единоборствах, это сильно поднимет его уровень и полезность для команды. Есть 4 фазы игры: позиционные (постепенные) атака и оборона и переходные, от атаки к обороне и от обороны к атаке. Если он прибавит в единоборствах, станет полезен во всех фазах, а не только в позиционной атаке.

      Удалить
  17. Здравствуйте! Ребята в команде 7-8лет.у нас 4 тренировки в неделю +2 игры, 1 выходной. Боюсь не вредно ли для детского организма?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Наталья. 7-8 как раз переходный момент. В 7 - такой объем выше рекомендуемого, в 8 - приемлемый. Тут видится лишней одна тренировка и вторая игра (по нормам 3 тренировки + 1 игра), но это они лишние исходят из программ и норм, а для детей возможно самое интересное и нужное. Стоит смотреть на продолжительность (по такому возрасту - это в пределах 1 часа) и интенсивность тренировок, но еще важнее смотреть на детей, как ведут себя, как реагируют, сильно ли утомлены после последней на неделе тренировки/игры.

      Удалить
  18. Здравствуйте! Очень познавательный блог не только для родителей,но и для начинающих тренеров и не только. Сам тренер по футболу и получаю большое удовольствие от этого блога и ютуб канала.
    Очень доступно и грамотно расписана программа тренировок и самое главное хорошо продемонстрирована на практике.
    Вопросы возникают, но понимаю что надо досмотреть полностью видео блог ютуба так,как все очень доступно объясняется.
    Такой вопрос, который возникает часто у родителей по поводу развития скорости.
    На сколько можно улучшить показатели скорости ? Возраст когда можно развивать ?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте. Спасибо за отзыв. По скорости мое мнение такое: 1) скорость развивается, точно можно улучшать ее проявления (и реакцию, и движение по прямой, и торможения, и развороты) 2) максимальный потенциал скорости - фактор скорее наследственный, но ребенок не находится на этом уровне изначально, ему для того чтобы выбрать этот потенциал - дойти до своего максимума, нужно много и упорно тренироваться, соответственно 3) возраст, когда можно развивать - с начала занятий и все время и 4) "на сколько можно улучшить" - приводится цифра 10%-15%, но нужно понимать, что это например на 30 метрах который бегутся за 4,8, побегутся за 4,1, а это на таком отрезке, если приравнять время - 5 метров форы. Кроме того, заметному влиянию поддается развитие скорости реакции - спортсмены не в форме и эти же спортсмены в форме - могут показывать результат, который по реакции отличается почти в 2 раза. Добавлю, что скорость нужно развивать регулярно - это качество без специальной работы первым теряет адаптацию (тренированность).

      Удалить
    2. Спасибо большое за оптимистический ответ !
      Не теряйте интерес к своим видео блогам в ютубе.
      Такую информацию мало где найдешь
      и сайт этот как энциклопедия спортивных знаний , не только футбола

      Удалить
  19. Здравствуйте, я впечатлен вашим усердием и любовью к своим детям. Сам нахожусь на начальном этапе вашей истории. Хотелось бы спросить у вас как вы подходите к систематизации процесса тренировок? регулярно вижу у вас конспекты, планы и т.п., но не вижу у Вас нигде материала по ним. А ведь это один из основных инструментов работы тренера. Я прошу Вас раскройте нам этот вопрос с таким же детальным подходом как вы обычно применяете.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Алмас, спасибо за оценку. Не сразу понял что именно имеется в виду под материалами, даже написал ответ с просьбой уточнить. Но наверное имеете в виду материал/статью, в которой бы отражалось планирование циклов разной продолжительности и отельных в них тренировок, в формате: чем наполнять, почему в такой последовательности, почему такие направления, связи от тренировки к тренировке, почему именно такие упражнения и так далее.... верно понял? Частично в цикле "предсезонка" это раскрывается во водных роликах (№1 и №2). Подробно описать есть желание и потребность, как есть такой запрос, но это тема шире статьи, это скорее все будет в методичке, которую завершу вместе с циклом "предсезонки".

      Удалить
    2. Доброго времен суток, все верно. Думаю всем будет это интересно.

      Удалить
  20. здравствуйте
    можете сказать как часто в неделю нужно заниматься тактикой футболисту чтобы было эффективно

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Если универсально - то сколько сможешь, сколько будет интересно. Изучать можно особенности действий по твоей позиции, особенности единоборств (индивидуальная тактика), взаимодействия с партнерами - подстраховки, открывания (групповая) и командные стратегию, расстановку и подобное (командная тактика). Посвящать этому слишком много времени, но не применять - смысла мало. Оптимально изучить момент/действие - пробовать это знание использовать в игре. И так шаг за шагом. Тут важно постоянство и желание- лучше по малу, но все время. А за раз засесть и все перечитать - не поможет.

      Удалить
  21. и ещё как развить мышление футболиста
    чтобы принимать быстрые и правильные решения

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Для правильных решений нужна информация. Вот на поле - в тренировках и матчах, нужно учиться выделять важную информацию и собирать ее быстро. Принятые решения будут верными или ошибочными - сначала не так важно, ВАЖНО проанализировать потом ситуацию, решению и к чему оно привело - достигнута ли цель, если да - шаблон на будущее, если нет, внести корректировки и искать другой выход. И так постоянно действие-анализ-действие-анализ-действие.... Пока это не перейдет на "автомат". Главное практика.

      Удалить
  22. footballgas
    я увидел одно упражнение на мышление
    там появляется цифра и на фоне какой то цвет
    например 3 и красный
    в you tube если написать awerennes 123 вы найдёте
    Только хотел спросить как использовать это упражнение
    чуть чуть не понял
    можете помочь

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Только видео с цветом и цифрой само по себе упражнением не является. Это скажем так "инвентарь" для упражнений на реакцию/действие. Это видео запускается на планшете, во время контроля смотришь на него и затем выполняешь действие в соответствии с обозначенным номером. Например 1 - ведение, 2 пас в одни ворота 3 - пас в другие, 4 - разворот/улитка и так далее.

      Удалить
    2. спасибо . ну значит цвет не причём да

      Удалить
    3. Цвет тоже может быть сигналом к обговоренному действию. Как пример: красный - правый, зеленый - левой выполняем действие.

      Удалить
  23. спасибо большое .и извините ,что такие вопросы
    просто хочу узнавать ,поэтому вопросы будут
    обращаюсь вам,спасибо

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Не проблема, спрашивай. Разбираться и узнавать новое - хорошо.

      Удалить
  24. привет .
    хотел спросить ,а вы проводите тренировки на скоростно-силовую выносливость
    если да,то какие упражнения подбираете ,по сколько секунд делать ,отдых
    и вообще сколько часов примерно будет длиться такая тренировка
    можете описать

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Приветствую. Отдельно провожу на скоростную выносливость. Подходов к такой тренировке много, организовать можно по-разному, на канале есть описание одного из вариантов. В рамках ответа остальные я не распишу: ее параметры - это индивидуальный момент, нужно понимать на каком этапе, в каком возрасте, понимать готовность и по ходу работы контролировать состояния.

      Удалить
    2. спасибо . скоростную выносливость окей ,а про скоростно- СИЛОВУЮ выносливость можете сказать
      про скоростную выносливость видел ,хотел узнать про скоростно силовую выносливость
      заранее спасибо

      Удалить
    3. Нужно сначала определиться, что такое скоростно-силовая выносливость применительно к футболу. Способность выполнять взрывную мощную работу продолжительное время подряд и/или быстро восстанавливаться между повторениями. В футболе - прыжки и мощные стартовые шаги. Задача сопряженная со скоростной выносливостью, с теми же идеями - сокращаем постепенно время отдыха, увеличиваем время работы. Но перед младшими такой задачи не стоит, во-первых, то есть надо понимать возраст - кому и зачем делать. А во-вторых, если выполнять такую работу, нужен обязательный контроль и техники и состояния. У меня есть стандартный вариант такой тренировки, но использую не часто.

      Удалить
  25. footballgas
    можете рассказать как вы(Михаил) подгатавливаетесь к матчам.
    например игра вечером ,что вы делаете до игры

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Это объемный вопрос в котором много частного, индивидуального. Из общего: в день перед матчем будет питание с акцентом на долгую энергию, в 90% случаев матч утром, но если вечером, то в первой половине дня матча - так же сложные углеводы. Не смотрим матчи в день матча. Меньше решений, без "загруза" головы. В день перед матчем можем обсудить предыдущий, какие-то отдельные задачи. У Михаила есть ритуалы вечерние подготовки к матчу и сбора экипировки, он погружается в своим мысли и под музыку собирается не спеша - около часа. Если матч утром - в день перед матчем не тренируемся интенсивно, больше мяча, обычно добавляем немного штрафных. Если матч вечером - то утром дома большая зарядка-разминка утром. Ну и так далее ...

      Удалить
  26. привет.как вы сами знаете ,психология очень важна футболисту.хотел спросить,работаете ли вы отдельно на психологию ,если да,то каким образом ?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, однозначно важна и, конечно, работаем. По сути, такая работа идет ВСЕ время, через общение, примеры, обсуждение, анализ и самоанализ. Умение отключать лишнее, управлять эмоциями, концентрироваться - все это быстро не приходит. Маленькими шагами и ситуациями разбирается и формируется. По темам, их сложности и количеству такой работы, например с тем же самоанализом - момент индивидуальный. Это не должно быть "загрузом" и давлением, а именно поиском и разбором.

      Удалить
  27. Здравствуйте. Подскажите, пожалуйста, какие есть упражнения для обучения детей азам понимания игры (открыванию, создания пространства)? Какую литературу посоветуете?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте. Упражнения для открывания, поиска пространства, обычно на на командных тренировках, на индивидуальных или небольших групповых вариантов мало, нужно несколько человек. Хороший вариант квадраты с нейтральными или с обычными игроками в центре, готовят прием, постоянно ищут линии. Так же игра 4Х4 и больше с горизонтальными линиями/зонами, с ограничениями движения вверх-вниз - хорошо ищут сквозные. Можно и на индивидуальной ставить фишки и пояснять движения, имитировать ситуацию, но лучше все-таки с реальными партнерами и соперниками. Вообще азы, типа "шире-уже", "отдал-открылся", стенки, пропуски, на третьего, забегания - все это как минимум можно объяснять и рисовать, или расставлять на планшете. После чего давать задания пробовать и использовать эти знания на командных тренировках и далее в матчах. С литературой такого рода, то есть для азов и для понимания начального уровня, есть проблемы, ее по сути нет. Есть в базовых учебниках описание требований к позициям, есть общие тактические моменты, но не то, чтобы это отличная подача для ребенка. Есть работы Луккези М. переведенные, типа "4-3-3", "Прессинг", "Атакующая тактика в футболе" - в которых расписаны выходы, взаимодействия игроков по линиям, варианты движения мяча, все рисунках с расстановками на поле (можно поискать в сети, либо дайте почту - вышлю). Так же есть смысл вместе с ребенком читать историю/эволюцию тактики. Например: "Революция на газоне" Уилсон и прямо рекомендую "История тактики в АПЛ" Майкл Кокс. Суть в том что там в процессе описания схем разбирают особенности игры отдельных позиций и амплуа, у Кокса это на практическом примере АПЛ.

      Удалить
    2. Спасибо за ответ. У меня проблем с количеством человек нет) я тренер по хоккею, поэтому меня больше интересуют командные упражнения. Хоккей, футбол, баскетбол, гандбол и т.д. все это командные виды спорта и базовые принципы понимания игры одни и те же. Слышал, что существует большое количество разновидностей квадратов, но подходящей литературы не могу найти, где было бы все последовательно от простого к сложному. Да и без последовательности тоже нет. Понятно, что в процессе игры или тренировки, подсказываю, объясняю, но может подскажете самые простые командные упражнения на понимание игры? Или несложные варианты квадратов?

      Удалить
    3. Я вопрос и задачу понял, быстро не отвечу, нужно время - объяснить и разобрать. В одной из соцсетей в личные сообщения если отправите почту, то вышлю вместе с ответом и пояснениями литературу, схемы по тем же квадратам, которые у меня есть.

      Удалить
  28. Добрый день.
    В каком возрасте ваши дети стали заниматься, если не секрет?
    Как относитесь к началу обучения в совсем раннем возрасте 3-4 года. Естественно речь идет о базовых вещах: работе с мячом, контроль, прием, различные подвижные игры.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый день. Не секрет: Арсений в 8,5 (поздновато), а Михаил в 6,5 (самое время). К обучению в раннем возрасте я отношусь позитивно если речь о вовлечении и об обучении движению. Если речь о мяче, что по сути специализация раньше, чем дети научаться правильно двигаться - не поддерживаю. Я не за то чтобы мяч исключать совсем. Не думаю что в таком возрасте можно научиться приему, контролю и пасу, мяч выше колена и нет никакого правильного шага. Подвижные игры - да, использование уменьшенного и облегченного мяча - иногда да, вовлечение в спорт - да, технические приемы из реального футбола - нет.

      Удалить
    2. Спасибо за ответ! Также забыл сразу поблагодарить за ваш блог, отличные материалы подобраны. И,конечно, глядя на весь профессионализм и основательность, с которым вы подходите к делу, желаю, чтобы вы с детьми добились высокого результата. Хочется в это верить:)

      Удалить
    3. Спасибо за отзыв и пожелания! Идем к результатам и мечтам ))

      Удалить

UA-104963231-1