четверг, 2 мая 2019 г.

Много матчей: хорошо или плохо?

У нас продолжается активная игровая неделя – 4 матча, по 2 у обоих детей. Много игр – это не всегда хорошо, проблема касается не всех, но понимать и знать будет полезно. Раньше большому количеству игр мы радовались, теперь акценты сместились и радуемся разумному количеству. Объясню почему.

Абсолютно точно, что для прогресса ребенку нужно играть, без практики или на скамейке развиваться не выйдет, необходим именно игровой опыт. Пока матчи короткие и в форматах «Футбол 5», «7», «9», много игр – это хорошо. Недельный тренировочный цикл от этого страдает не сильно. Многие дети регулярно играют за 2 возраста, некоторые даже за разные команды (клубы) – активно набираются опыта. Когда игрок дорастает до формата 11 на 11, то есть до игры на все поле, матчи вносят больше перемен в недельном тренировочном цикле.

Стандартный недельный цикл на «5 тренировок + 1 матч» включает 4 развивающие тренировки, 1 предматчевую, 1 матч и 1 выходной (или реже восстановительную тренировку). Если игр на неделе будет 2, то развивающих тренировок можно будет провести только 1. Всего плюс 1 матч, но минус 3 развивающих тренировки.


Развитие, то есть освоение и совершенствование технических и тактических навыков, равно как и улучшение физических качеств происходит на развивающих тренировках. Если их число у детской команды или отдельного ребенка сокращается – это скажется на его прогрессе. Возраст 13-17 лет – время активного развития физических качеств, но при схеме с двумя матчами в неделю места для силовой тренировки практически нет.

На различных семинарах, курсах и конференциях для тренеров часто касаются этой темы, с конкретными фамилиями: игрок в 14-15 выделялся в возрасте, звали за старших, различные формации сборных, играл много, провел 60+ (70+…80+) игр… но через год, два, полтора, его партнеры догнали по уровню. Много игр, много предматчевых, усталость, много восстановления – мало развивающих тренировок, развитие замедлилось. А когда ему развиваться, он все время играет?!

Это упрощенная/укрупненная ситуация, но она отражает реальность: плохо не играть, но играть слишком много тоже не хорошо, в приоритете прогресс, а он максимален при развивающих тренировках и закреплении навыков в матчах.

Часто можно слышать, что для профессионалов режим с двумя мачтами в неделю подходит отлично: игровая форма держится на высоком уровне, все через игры. Но это для профессионалов, у них другие приоритеты, а у детей приоритет – развитие.

Матч в детско-юношеском футболе – это некий итог проделанной работы, витрина или экзамен, то есть ситуация для демонстрации навыков и умений, равно как и выявления проблем и направлений работы. Потренировались, научились чему-то – сыграли, показали, продолжаем тренироваться. Желание больше играть у детей понятно, как и желание родителей показать уровень ребенка, особенно, когда есть что показывать. Хочется туда съездить, здесь сыграть, там показать и так далее. Но, во-первых, это лишь текущий уровень, а, во-вторых, чрезмерно увлекаясь демонстрацией, есть риск на нем и остаться.

Одно из образований у меня экономическое, но тут и без образования понятно, что полезность первого матча сильно выше полезности второго. Альтернатива второму матчу – тренировки, где в разы больше работы с мячом и целенаправленно развиваются навыки. В ситуации «или/или», выбор должен быть в пользу того, что даст большую ценность и тут значение имеет горизонт событий: развитие футболиста долгосрочный процесс и для прогресса вклад ценности от тренировок будет выше вклада от дополнительного матча.

Для детей оптимален цикл с 1 матчем в неделю. Он позволяет последовательно и регулярно развивать все необходимые качества: есть место и для тренировки с акцентом на силовую работу, для развивающих тренировок на технику и тактику, для игр и даже для обязательной дополнительной индивидуальной работы. Слишком частые игры – обделяют тренировочный процесс, а из физических качеств активно влияют только на развитие выносливости. Но развитие последней не проблема – самое легко и в любом возрасте тренируемое физическое качество.

В модели долгосрочного развития спортсмена (LTAD) – возраст 12-16 лет – это этап, когда тренируемся тренироваться (Training to train). Если смотреть на модель футболиста в виде пирамиды, то это время формирования части «спортсмен».

Время развития воли, амбиций, усердия и концентрации – время развития отношения к самим тренировкам. Именно в этом периоде приходит осознание важности как командных, так и индивидуальных тренировок для развития. Спортсменам необходимо понять, что для достижения высот мастерства потребуется много, много, много тренироваться.

Это этап фокуса на физических качествах и если его не доработать или поспешно перейти к следующему - этапу тренировок для того, чтобы состязаться (Training to compete), где в фокусе тактика, это негативно проявится в дальнейшем.

Скажу еще раз: это упрощенное описание, но оно отражает проблему. Все индивидуально, от тренера, клуба и ребенка зависит. Иногда и перед игрой в «Футбол-7» предматчевые проводят. Нужно оценивать свою ситуацию, разумный баланс и понимание приоритетов – хороший подход не только для футбола. А применительно к футболу с таким подходом больше оснований для развития.

Эффективных тренировок, удачных игр и прогресса вам! 

Поддержать блог и канал

1 комментарий:

UA-104963231-1