воскресенье, 23 июня 2019 г.

Развитие понимания игры: оценка игроков, разбор игр, ситуаций и самоанализ

Расскажу свою практику развития понимания игры у детей, с позиции индивидуального тренера и с позиции родителя. Что можно делать для этого за пределами тренировок в клубе.
Материал разделен на две части – 1) развитие навыка самостоятельного анализа по ходу матча – учимся разбирать, оценивать и думать + будет кейс-задание и 2) что можно читать и смотреть о тактике - тут сделаю подборку литературы и ссылок.

Высокий футбольный интеллект, в конечном счете «упирается» в аналитические способности: непрерывный сбор и оценка информации, генерация решений, соответствующие действия и их постоянный анализ. Последнее – ключевое. Игрок должен уметь оценивать свои действия по ходу матча. База для развития этого навыка – умение оценивать действия других и понимание, что именно оценивается.

Развиваю эту базу у детей, используя знания, полученные при обучении на скаута и опыт работы в компании Instat. Тренерские и скаутские навыки дополняют друг друга, формируют понимание, что ценно и как это обеспечить.

Основные инструменты – задания при просмотре матчей, оценка игроков, команд, тактики и поиск причин возникших ситуаций. Цель всей этой деятельности – сформировать принципы действия в разных футбольных ситуациях. Не готовые решения, хотя они тоже будут, а подходы как эти решения разрабатывать, реализовать и делать это эффективно.
***

Первый инструмент - задания при просмотре матчей: следить за игроком, количеством или качеством каких-то действий. Например, как принимают, сколько аутов, сколько левшей, сколько внешней/внутренней отдают, забегания или посложнее – расположение в коридорах. Так же можно следить за линиями, подстраховками и сменами позиций. Задание повышают понимание того, что игрок делает без мяча, как оценивает, как двигается, как готовится и входит в эпизод.

Следующий инструмент – продолжение первого - оценка действий игроков. Даже самый простой анализ действий игроков развивает навык оценки. В зависимости от уровня понимания ребенка можно поручить следить за игроком только его позиции, его линии, либо за всеми игроками, когда на это будет хватать внимания. На начальном этапе можно отмечать только итог действия игрока по типу +/-. Эта база оценки даст представление о вовлеченности футболистов в игру и успешности их действий. Далее постепенно добавляем ключевые для позиции вашего футболиста действия: пас, прием, отбор и так далее. Обозначения, которые используем мы: П - пас, Отб. - отбор, Уд. - удар, Пер. - перехват, Ед. - единоборство, ЕдВ. – единоборство в верху, Др. – дриблинг/обводка, Пр. - прием, Ос. – острое или обостряющее действие, Т – тактическое. Последнее – это оценка расположения: занял ли позицию, выдержал ли линию и подобные. Если действие неудачное – перечеркиваем «/», если совсем плохое – крестом «Х». Действия помечаем давая и субъективные оценки: например, был перехват, но считаем, что человек рискованно бросился - пометим, была обводка, но у своей штрафной, тоже не оставим без внимания.
Система оценки не критична, можно придумать и свою – главное практика. С таким подходом интереснее смотреть любой матч: неизвестных нам команд, детский, товарищеский, на 0-0 – без разницы, есть задача, которая имеет обучающие цели, она увлекает.

Не нужно торопиться использовать все сразу. Постепенно растет опыт и внимание, восприятие, оценка и фиксация происходят быстрее. Примерно за один сезон подошли к тому, что делаем сейчас. Мы анализируем только первый тайм, иногда даже его часть, делаем выводы, думаем за тренера и во втором смотрим, как игроки подстраиваются, как меняется или не меняется игра, по слабым местам, по активности. 

Конечно, не смотрим так все матчи. Чаще просто наслаждаемся игрой и болеем, но и по ходу таких игр у детей проскакивает анализ, замечания. Такая практика помогает принимать решения на поле и формирует правильное отношение к ошибкам.

Далее – оценка тактики команды. Главный момент – рассуждения: что есть, что это дает, какие варианты. Расстановка, стратегия, направления атак, тип прессинга. Тактики нужно давать столько – сколько ребенок способен усваивать на текущем уровне. Придется «наливать с горкой» и в общении понимать, что усвоено, а что нужно повторить. Если начинаем от «шире/уже» - ок, не проблема: разберем когда, как и почему, посмотрим как команды выполняют эту задачу, закрепим и двинемся дальше по нарастающей. На начальном уровне легко идущий момент: обсудить возможные замены в перерыве – мы все любим это делать. Если не просто сказать, что игрок который вам нравится выйдет вместо игрока который не нравится, а задать вопросы, развернуть к чему приведут перемены – то это начальный шаг к анализу. Кого менять? Почему? На каких позициях может сыграть выходящий? Как изменится схема? Как он в прессинге? Есть смысл в навесах? …

Для развития понимания тактики, конечно, нужно читать и смотреть, но главное все же - обсуждать. Во второй части разверну тему источников.

Еще один инструмент - поиск причин разных ситуаций. Это помогает сформировать понимание таких категорий, как "уместность" и "своевременность", понять цепочки действий и увидеть возможности, как по развитию атаки, так и по ее остановке. Когда есть понимание, что в эпизоде произошло, нужно и можно переходить к разбору того, почему это произошло.

Как пример приведу кейс Instata. Посмотрите эпизод и определите, кто виноват, что и кто должен был сделать, чтобы предотвратить гол, оцените передвижения игроков, поразмышляйте, найдите виноватых )) Не торопитесь читать дальше – там я приведу разбор от штаба пропустившей команды. 


Мнение штаба «Браги»: "В первую очередь, следовало бы раньше остановить оппонента. Защитник (№14) не должен был упускать соперника, а должен был прессинговать его или даже фолить, чтобы остановить развитие атаки. Это первая ошибка, возлагаем 60-70% вины в пропущенном мяче на игрока №14.
Соперник получил контроль над мячом и смог выбрать направление атаки. Мы дали ему продолжить свои действия. Центральному полузащитнику (№27) не нужно было преследовать оппонента — это должен был делать другой полузащитник, в то время как №27 должен был перекрывать траекторию паса. Считаем это второй ошибкой, и 30-40% вины в пропущенном мяче возлагаем на игрока №27.
В последний момент фланговый защитник пытался сделать всё, что мог, но мяч пролетел у него между ног. Не считаем его виноватым в пропущенном голе. Таким образом, в пропущенном мяче виноваты игроки №14 и №27
".

Думаю, не для всех очевидное мнение, не все согласятся со штабом. Кому-то хватит одного просмотра, кому-то двух, кто-то будет настойчиво винтить 2-ку.

Понимание причин – суть чтения игры. Равно как и основа техники, основа такого понимания – практика, практика и еще раз практика. Осмысленные оценки/анализ происходящего на поле когда ребенок играет сам и когда смотрит, как играют другие.
***

Это все история не про то, что вы так лишите ребенка удовольствия от игры и прочие подобные оправдания – напротив, с развитием понимания игры и места в ней ошибок, давление станет меньше, а футбол ближе. Очевидно, что тактика, перемещения, пространство – все это не так интересно, как тренировки с мячом. В процессе много зависит от заинтересованности и «огня» обучающего. Необходимо закрепление четкой линии связи: понимание игры – ключ к успеху в ней и понимание игры – обязательная черта сильного футболиста.

Выводы.
Не нужно торопиться и загружать ребенка кучей обозначений и «слоев». Обучающему необходимо терпение, быстрого результата не будет, да и не должно. На каждом этапе развития полезен будет тот объем, с которым ребенок справляется, гнаться за количеством не стоит. Объем внимания растет постепенно, так же постепенно нужно усложнять задания. Даже анализ одного игрока и одного действия положит начало развитию навыка.

Если есть возможность разбирать свои игры по видео, это может стать большим шагом и ускорить развитие понимания игры. Перед глазами вся картина, возможность взять паузу, поискать варианты и обсудить, увидеть лучшее решение. Тут и анализ, и самоанализ, и сразу готовая и обоснованная информация для индивидуальной работы.

Важно помнить цель: формирование навыка анализа развития ситуаций по ходу игры. То есть действий соперника, партнеров, своих и даже судьи. Это то самое «чтение игры» и «футбольный интеллект», который мы все любим и ценим.

Терпения и удачи! 
-------
Продолжение: Развитие понимания игры: понятие тактического мастерства и тактических знаний, литература и разборы


Поддержать блог и канал

1 комментарий:

  1. Спасибо, очень информативно, разбор напомнил разбор шахматной партии. Очень часто, не вдаваясь в детали, часто из-за недостаточного уровня футбольного интеллекта, в голе винят игрока, участвующего в заключительной стадии атаки, обычно, защитник или вратарь, хотя ключевыми подчас становятся действия игрока центра поля или даже линии атаки. Не знаю, как получится (часто случается, что сильно поглощен игрой), решил вести учет ТТХ сына.

    ОтветитьУдалить

UA-104963231-1