воскресенье, 27 января 2019 г.

Персональный план развития футболиста (ППР)

Естественное состояние ребенка – развитие: навыки, знания, буквально рост. Естественная роль родителей – обеспечить лучшие условия для этого развития. Это независимо от увлечений и выбранной сферы: спорт, искусство или наука. Есть увлечение и способности – отлично! Наметили цели, сфокусировались, и шаг за шагом осваиваем, строим, прогрессируем.

В любой сфере необходимо понимание текущего положения, цели к которой двигаемся и средств, которыми эта цель будет достигнута. Это все объединяет персональный план развития (ППР). Подчеркну, что тут важна идея, а название или форма этого инструмента могут отличаться. Так же используются названия «индивидуальный план развития», «личный план развития» и подобные. План может быть прописан на бумаге, в файле или обдуман и проговорен в голове – тут как угодно и удобно.

Идея заключается в том, что если есть некая цель, необходимо оценить имеющиеся ресурсы и возможности, определить способ (путь) которым мы до этой цели собираемся добраться, разбить процесс на составляющие, этапы и действовать в соответствии с получившимся планом (видением). Предыдущее предложение – алгоритм инструмента.


Далее рассмотрим ППР применительно к футболу, а затем дадим развернутый пример. Но, прежде скажу, что этот инструмент может применяться далеко не только в спорте, скорее наоборот, спорт – это частный случай. ППР должен быть разнонаправленным и сбалансированным, а для понимания его роли, ниже картинка из лекции Луи Кулена «Как воспитать чемпиона».


1) С целью все просто - «стать профессиональным футболистом». Можно было бы сказать «для ее достижения нужно тренироваться» и на этом закончить. Но если развернуть – определить когда, что и где тренировать, то эффективность заметно повысится, а значит и достижение цели будет намного более вероятным.

2) Определим ресурсы и возможности. Применительно к футболу речь об антропометрии, скорости, психологии и каких-то личных особенностях. Футбол очень разнообразен и принято думать, что каждый может найти применение своим способностям на поле, что каждому найдется место и у всех равные возможности, но это не совсем правда. Адекватная оценка позволит сфокусироваться на участке, где шансы ребенка выше и не испытывать напрасных надежд. Разные позиции и разные роли (стили) в рамках позиций и амплуа предъявляют разные требования к качествам и характеристикам игроков. Часть из них развивается в процессе тренировок, но часть во многом определяется наследственностью. Рост и скорость – наиболее понятные из наследуемых требований.

Итак: 185+ сантиметров - требование к центральным защитникам и вратарям, скорость на 5 (из 5-ти) - требование к фланговым игрокам атаки и может быть «5 с минусом» к фланговым игрокам защиты. Конечно, есть исключения, но в целом картина такая. Мы говорим о шансах, и стать исключением из правил шансов намного меньше, чем это правило подтвердить.

У разных позиций свои требования к ключевым для них навыкам: к уровню и арсеналу техники, психологическим качествам, пониманию игры и скорости принятия решений. Но все это тренируется – на это можно активно и значительно влиять, в отличие от роста и скорости. Чем старше ребенок, тем больше ограничений и меньше окно возможных позиций/амплуа/стилей. Тонкости здесь в том, что оценивать нужно и текущий и предполагаемый уровень. В процессе тренировок и игр тренер расставит по линиям и позициям, и футболисты будут играть там, где у них получается лучше, но зачастую это «где получается лучше сейчас». До каких-то пор полезен и такой опыт, но если имеет место только он – то это уже тормозит развитие (подробнее в примере).

Понимание своих сильных и слабых сторон, возможностей и ограничений имеет важное значение для развития. Адекватная оценка позволит повысить эффективность работы.

3-4) Следующий момент – где и как мы будем двигаться к цели, развиваться. Про выбор тренера сказано много. Это крайне важное решение и от его квалификации, увлеченности и отношения к ребенку будет зависеть очень много. Но тут есть и еще пара моментов.

Во-первых, при выборе клуба/команды нужно понимать уровень ребенка и найти оптимальные условия конкуренции. Слишком низкий уровень остановит развитие, слишком высокий может «задавить». Для развития нужна игровая практика, соответствующий уровень соревнований. Разный возраст и разные особенности характера требуют разных условий – это необходимо учитывать. Практика показывает, что ситуация когда ребенок приходит в команду, средний уровень которой немного выше его уровня, оптимальная для его прогресса. Пройдя цикл от претендента в основу до лидера на позиции или в команде, есть смысл переходить на следующий уровень. Кто-то заинтересует более сильную команду, кто-то найдет такую команду сам, а кто-то перейдет на возраст старше в своем клубе.

Во-вторых, дополнительные или индивидуальные тренировки. Без дополнительной работы не обойтись никак. Оценка своих особенностей необходима для того, чтобы понимать, что именно тренировать индивидуально. Да, дополнительные тренировки даже общей направленности дадут многое, но индивидуализация подразумевает конкретику, привязанную к игроку. Позиция, антропометрия, особенности движения, плюсы и минусы, требования тренера, биологический возраст и прочее. Учет этих факторов в индивидуальной тренировке максимизирует ее эффективность и отразится и на общем уровне игрока и на его роли в команде. Круто, когда игрок умеет все, но на это «все» нужно время и в условиях его нехватки важно правильно выбрать приоритеты, что это будет: левая, навесы, ведение на скорости, удары после смещения, быстрые передачи, ауты или что-то еще. Если развитие навыка поднимет ваш общий уровень, но не позволит выиграть конкуренцию в команде – наверное, прямо сейчас сосредоточиться лучше на другом. На разных этапах главным будет разное. Навыки могут развиваться и параллельно, для одних цели могут быть срочные, а для других может иметься больше времени.

Здесь же нужно понимать, в каком возрасте и на каком уровне есть смысл ехать на просмотры, лагеря, трайауты, участвовать в различных турнирах.

5) Дальше самое интересное – действие! Тренировки, сборы, игры – все это увлекательнее и, обычно, интереснее детям, чем планирование и подготовка. Но оцененное, запланированное и подготовленное должно учитываться. Действие не должно быть механическим. Осознанные тренировки, понимание, что и зачем на тренировках выполняется вообще и чем они полезны конкретно ему, поможет юному футболисту брать от тренировок больше.

6) Контроль выполнения плана подразумевает периодическую сверку пройденного и намеченного пути, вопросы типа: "Приближаемся ли мы к цели?", "Игра в этой команде позволяет развиваться?" и другие подобные. Развитие футболиста длительный процесс и слишком частые метания не нужны. Естественные футбольные циклы, сезон и его середина – это моменты для осуществления контроля и таких вопросов. Большим решениям место в конце сезона (учебного года), а корректировка возможна и в середине.
***

Сквозной пример. Желание играть в футбол и стать футболистом у Арсения выражается все более сильно, решительность растет, он любит тренироваться. Есть определенные сильные стороны, хорошая динамика развития, но есть и ограничения. Ограничение связано с потенциальным ростом. По всем возможным формулам, таблицам и моделям (например, с учетом ПСР – пика скорости роста), его предполагаемый максимальный рост 178-179 сантиметров. Это означает, что ему сложно рассчитывать на то, чтобы стать центральным защитником (разве что в тройке).

При этом прямо сейчас его рост 170,5 ему 14 (через пару недель) и кроме хорошего для этого возраста роста он отлично развит физически. В его команде он лучший центральный защитник и именно на этой позиции он сыграл во всех матчах первого круга (все матчи и все минуты кроме 7-ми, заменили раз в концовке). Это интересный опыт и за эту половину сезона он хорошо прибавил в свойственных позиции качествах, причем не только в технике, например в отборе 1-на-1, но и в психологических: улучшил концентрацию, внимание. Мощный, очень быстрый, бьется до конца и бесстрашный – становится лидером и к прозвищу «русский танк» в некоторых матчах добавлялась капитанская повязка. Кстати, был уже много кем «русским»: «машиной», «Халком» и так далее - болгарам нравится это выделять, но все без зла, а с позитивом и радостью – «он за нас»! Но это отступление.

Фактически ребенок играет в сильной академии, все время в основе, бьется и прибавляет. Но нужно понимать, что со временем роста для игры на этой позиции начнет не хватать. Что-то можно компенсировать прыгучестью, но на высоком уровне все прыгают сильно, и нехватка сантиметров снова будет актуальна. Все хорошо прямо сейчас, но не очень хорошо с точки зрения карьеры.

С его скоростью, техникой и напористостью он может стать сильным фланговым игроком. Играя на флангах, он играет «с крыльями», вдохновленно. Ему интересно и есть качества для игры в защите или игры вверху, но на одном из флангов. Сейчас он самый быстрый и взрывной в команде (2.51 на последнем тесте по прыжкам), но эти качества не востребованы полностью на позиции ЦЗ.

В его ППР, целях и мечтах он игрок фланга. Там же он исходя из антропометрии и скорости. Но не там, исходя из текущих целей команды (тренера). Практика игры на разных позициях интересный прием для развития, для понимания игры, но тут временная позиция становится постоянной, при этом с меньшими перспективами в долгосрочном плане. Продолжение игры на позиции ЦЗ это потеря возможности развиваться в это время играя на фланге и совершенствоваться на более перспективной позиции.

Нужно вносить коррективы. Обоснование позиции тренеру, взаимодействие с ним, привело к переменам: он согласен, что для развития нужна практика на «его» позициях. Пока нет понимания конкретной позиции, на какой из четырех (а может и не на одной) он получит практику, но это не суть. Суть, в том, что после конкретики мы скорректируем свой план индивидуальной работы и сделаем акцент именно на том, что будет максимально востребовано на этой позиции (позициях): навесы, игра 1-в-1, левая и так далее.

Если же ситуация с тренером останется на уровне понимания, но без перемен по позиции, то мы продолжим развивать навыки флангового игрока, на индивидуальных тренировках и будем максимально эффективно работать на тренировках и играх в клубе. Если после возвращения к этому вопросу в конце сезона и формировании команды на следующий сезон все останется так же – займёмся поисками команды, где Арс будет играть и прогрессировать на перспективной для него позиции (последний сценарий маловероятен, поясняю, чтобы была понятна логика шагов).
***

Рад за тех, кому довелось тренироваться в академиях без ранней специализации, где всех детей развивают разносторонне и сбалансированно, еще больше за тех, чьи тренеры понимают, что их главная цель развитие каждого конкретного футболиста, а не результаты команды. Но чаще всего большинство описанных выше моментов необходимо решать родителям. Здорово, если получится учесть все факторы и обеспечить лучшую среду, но даже если будут решены хотя бы какие-то моменты и прогресс ребенка продолжится – уже неплохо, уже больше шансов на успех.

Огромным бонусом, такого инструмента, как ППР и «подключение» к нему ребенка является развитие важных навыков. Планирование, самооценка, сознательная деятельность, дисциплина – все это метанавыки, освоение которых ребенком поможет ему не только в футболе или каком-то другом спорте, но и в любых сферах жизни.

ППР должен быть проговорен с теми, кто участвует в его реализации – детьми, родителями, тренерами, иногда учителями. Он должен быть понят ребенком. В раннем возрасте хотя бы в общих чертах, но чем старше, тем яснее и подробнее.

ППР – далеко не формальная вещь, это Ваше и Вашего ребенка видение его развития. Он определяет куда, зачем и как двигаться. Не нужно усложнять идею, но думать и понимать, что делаете, и что происходит – необходимо.

Удачи и упорства в достижении целей! 

Поддержать блог и канал

4 комментария:

  1. Ранняя специализация очень опасная штука. Удачи вам

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Edvard, за пожелание спасибо! Специализация может быть разной (на разных уровнях), Есть обусловленная антропометрией, есть, понятно, по линиям и позициям, есть на конкретных действиях даже внутри позиции. Тезис о том, что специализация должна быть как можно позже - логичен, соответствует модели долгосрочного развития спортсмена (LTAD), лучше универсализация и разные навыки. Но из всего, что я видел тезис остается на уровне лозунга. Тренеры закрепляют позиции, а селекционеры ищут и отсматривают на конкретные позиции.
      Еще тезис редко разворачивают. По-вашему, в чем состоит опасность?

      Удалить
    2. Я не претендую на истину, каждый тренер для себя сам решает как строить тренировочный процесс, но попробую развернуть свою позицию.
      Написал опасно, но не плохо потому что можно элементарно не угадать с позицией.
      Первый момент - физические кондиции могут не соответсвовать.
      Допустим готовим 12 летнего футболиста на позицию нападающего, опираясь на хорошую скорость и контроль мяча. Но это еще не сформированный организм, динамика роста физических показателей очень сильно плавает и к 16 годам она может прийти к средним значениям. И тут уже станет вопрос о конкурентоспособности занять данную позицию.
      Второй момент - психологический. Футбол во многом психологическая игра и игрок должен найти свою стихию на поле, где он сможет применить все свои навыки наилучшим образом. А игра на поле только под одним амплуа лишает его этой возможности он изначально зажат в рамках этой позиции.
      Риск не разглядеть все детали перевешивает мой профессионализм, поэтому я сторонник универсализации.

      Удалить
    3. Ясна позиция. Я тоже за универсализацию. Как можно больше навыков, умений и опыта как можно более высокого уровня.

      Удалить

UA-104963231-1