вторник, 6 марта 2018 г.

LTAD (Long-Term Athlete Development) – Модель долгосрочного развития спортсмена - 2

Продолжим рассмотрение программы долгосрочного развития спортсмена LTAD и в этот раз остановимся на специализации, пиковой скорости роста (ПСР) и биологическом возрасте.

Говоря о специализации, отмечается, что есть виды спорта с ранней специализацией, такие как гимнастика или фигурное катание, а есть виды спорта с поздней специализацией, к которым относится и футбол.

Кроме того есть два ее проявления – 1) специализация, как переход от общефизического развития к упражнениям и двигательной активности, характерной для данного спорта, в случае футбола – это работа с мячом, упражнения с мячом, собственно игра в футбол и 2) специализации внутри спорта, в футболе это закрепление позиции, амплуа, определенного стиля игры.

При занятии любым «основным» спортом как минимум до 12 лет стоит поощрять занятия и другими видами спорта. Такие сочетания различных видов дают положительный, в том числе и синергетический, эффект. Улучшаются координационные способности и ускоряется освоение новых двигательных навыков (у нас под последним понимают ловкость).

Кроме того, применительно к футболу есть интересные моменты: изначально есть смысл в увлечении игрой и специализации в части освоения техники работы с мячом как можно раньше, но специализацию в части позиций, амплуа и стиля стоит отодвигать насколько это возможно.

Это интересный посыл, который предполагает широкое освоение всех возможностей и умений данного спорта и естественного проявления склонностей к специализации внутри него. То есть предполагается, что склонности проявятся и «выведут» на подходящую позицию и сформируют стиль игры. Дети очень разные, качеств, которые относятся к футболу очень много и их стиль игры формируется из уникального набора и взаимодействия этих качеств, присущего именно им.

В детско-юношеском футболе до 12 лет закрепления позиций не рекомендуется, предполагается ротация и поиск, но нельзя сказать, что школы/клубы/секции рьяно подходят к соблюдению данной рекомендации.
Например, нашему младшему футболисту Михаилу (2007 г.р.) приходится преодолевать огромное сопротивление для перехода на позицию, где он показывает лучший футбол, полезен для команды, а главное играет окрыленный, в состоянии «потока». Движение вверх по полю от позиции защитника к позиции центрального полузащитника осложняется тем, что всегда в командах, где он играет, есть дефицит защитников. А при выборе из сочетаний 1) очень хороший защитник + хороший полузащитник и 2) плохой защитник и очень хороший полузащитник, тренер ожидаемо выбирает первое. И снова «всплывает» ориентация на результат.

Думаю что специализация внутри - интересная для дискуссии тема, как минимум в части следующих вопросов: когда все-таки нужно переходить к закреплению? Успеет ли спортсмен освоить до автоматизации игру на позиции до перехода во взрослый футбол при более поздней специализации? Есть ведь и обратное влияние: игра на определенной позиции приводит к акцентированному развитию качеств присущих и востребованных именно на этой позиции – такая рефлексия, как с этим? И вообще кто в защите будет играть?! )))

В развитии спортсмена структура и характер тренировок в каждый момент увязывается с тем этапом, на котором находится спортсмен на пути своего развития. Это означает, что спортсмены «делают то, что нужно, в нужный момент» для своего долгосрочного – а не сиюминутного – развития. Исходя из этого, подход к тренировкам должен быть индивидуальным, хотя бы в части определения нагрузок связанных со стадией роста.

В модели используется понятие - пиковая скорость роста (ПСР). Смыл понятия раскрыт в его названии - момент, когда ребенок растет наиболее активно, обычно это возраст близкий к 14-ти годам. Отталкиваясь от ПСР можно определить стадию роста организма, его биологический возраст, а значит основной вектор в тренировочном процессе.

Ниже таблица и график, позволяющий определить момент пика роста для конкретного ребенка. На графике показатели роста на различных этапах, исходя из динамики которых и возраста ребенка, можно определить ранний, средний или поздний у него рост организма.
ПСР для мальчиков и девочек

Фактически современный тренировочный процесс настроен на средних, в то время как «ранние» и «поздние» не получают соответствующих их биологическому возрасту нагрузок. Такие нагрузки приходят либо слишком поздно (для ранних), либо слишком рано (для поздних). Снижение эффективности тренировок приводит к неполному раскрытию потенциала. Зная биологический возраст ребенка можно добиться большей отдачи от тренировочного процесса - вовремя дать нагрузку, которая вызовет наилучшую реакцию. Такие знания о конкретном игроке важны не только для футбольного тренера или селекционера, но и для самого спортсмена и его родителей.

Интересно, что принято считать, что те, кто растет быстрее – «ранние», получают преимущества и опережают своих партнеров только за счет роста, более развитых физических качеств. Это далекое не всегда так: «ранние» тоже могут быть техничными и умными игроками, но применительно к рассматриваемой теме, ранний ПСР имеет и отрицательное влияние на физическую форму. Так, все ресурсы организма в момент ПСР направлены именно на рост, отмечается быстрая утомляемость ребенка, низкий уровень запаса энергии, кроме того, в момент ПСР ухудшается ловкость и координация – тело растет быстрее, чем ребенок привыкает к нему, к новому его весу, длине и соотношениям конечностей.

Но вернемся к эффективной организации тренировочного процесса. На начальном этапе наиболее эффективно тренировать развитие навыков (в нашем случае технику), на следующем этапе скорость, далее аэробные возможности и затем силу. Но чтобы тренировки были эффективны, они должны соответствовать этапу роста, а значит, нужна индивидуальная оценка. Важна ориентация на биологический возраст, ведь различия в стадиях роста может достигать четырёх лет даже для детей одной группы (одного года рождения). Каждый ребенок развивается по-разному, а ПСР может происходить приблизительно на два года раньше или позже, чем в соответствии со средними данными.

Окна возможностей (наиболее эффективных направлений тренировочного процесса) в соотношении с этапами развития в футболе в соответствии с биологическим возрастом могут быть представлены так.


В итоге: при подготовке юных спортсменов важнее думать о стадиях роста и развития, а не только о возрасте. Это еще раз подчеркивает нецелесообразность формирования групп по году рождения.

Разработанная программа по модели LTAD уже легла в основу многолетней подготовки как массового, так и профессионального спорта в различных видах, например, используется в легкой атлетике («Официальное руководство ИААФ по обучению легкой атлетике» Питер Дж. Л. Томпсон), американском футболе, хоккее и даже алтимате (фрисби). Возможно, в футболе тоже стоит учитывать рекомендации программы, и, полагаю, к этому придут, но «спускаемое» сверху всегда немного опаздывает.

А пока же конкретный тренер или родитель может использовать хотя бы базовый посыл и принципы программы, чем поможет детям тренироваться эффективнее, а значит добиться большего в становлении их спортивного мастерства.

В заключение добавлю, что во всем этом мне нравится слово «долгосрочное». Оно несет важный посыл: становление спортсмена процесс долгий. Такое отношение, такой подход позволяет и отстранится от сиюминутных результатов и обстоятельно разобраться в различных вопросах, ведь путь предстоит долгий, а так же снять излишнее давление. Давление мешает, не подталкивает к развитию, а сбивает с толку, тормозит.

Психологическое состояние определяет отношение к тренировкам и уверенность в игре, и, согласитесь намного лучше понимать, что и почему делается и знать что такой подход шаг за шагом приведет к успеху, чем дергаться (и дергать детей) на каждой тренировке или после каждого матча.

Давайте «делать то, что нужно, в нужный момент»!

Третья часть, что-то вроде выводов и несколько полезных файлов тут.

Отблагодарить автора

2 комментария:

  1. Да, это, наверное, самая лучшая и полезная статья во всём материале Автора. Спасибо!

    ОтветитьУдалить

UA-104963231-1