воскресенье, 11 марта 2018 г.

Полезные штуки и применение модели LTAD

Закрывая тему модели LTAD (долгосрочное развитие спортсмена) обратим внимание на то, что можем использовать применительно к нашим детям и/или воспитанникам. Приложу так же и пару файлов, которые помогут и пригодятся.

Информация о том, в каком хронологическом возрасте ребенок проходит свой пик скорости роста (ПСР) позволяет определить его биологический возраст. Соотношение биологического и хронологического возраста, в свою очередь, помогает определить «ранний», «средний» или «поздний» тип роста организма у ребенка.

Зачем нам это знать? От того какой тип роста у ребенка зависит его биологический возраст и время оптимальных «окон» развития различных навыков и физических качеств, состояние ребенка и что очень важно, еще и питание в конкретным момент.

Многие делают записи о росте детей, замеры роста и веса, а иногда фиксируют и более подробные данные. Для тех, кто так не делает – очень советую. Это один из самых простых и при том информативных способов долгосрочного отслеживания развития, особенно если у Вас не один ребенок. Прикреплю (в аналогичном посте нашей группы в vk) пару файлов, где построены таблицы для записей этих данных по вашим детям: скачайте, переименуйте и заполняйте. В Excel файле есть таблица с ежегодными записями, по результатам которой автоматически построится график, где будет виден ПСР. Там же есть и более подробная (ежеквартальные записи на 1-е число месяца) таблица. Кроме того, вписал туда формулы ожидаемого роста, в том числе, приводимую в работе Кузнецова А.А. (Кузнецов А.А. Организационно-методическая структура учебно-тренировочного процесса в футбольной школе: I этап (8—10 лет) — М.: Олимпия, Человек, 2007. — 112 с.). Впишите рост папы и мамы – получите ожидаемый рост ребенка. Это очень примерно, исходя из средних данных, но все-таки ориентир, информация. Интересно, что есть исследования, показывающие, что гены матери влияют на рост сильнее, чем гены отца. Файл .doc дублирует таблицы, но без графика и формул ожидаемого роста.

Исходя из данных о росте ребенка в определенном возрасте, рассчитывается прибавка роста и, соответственно можно увидеть пик таких прибавок. Для мальчиков ПСР приходится на 14-ый год жизни, то есть это прибавка с 13-ти до 14-ти лет (для девочек на 12-ый год). Если ПСР вашего ребенка пришелся на данный, или близкий к нему возраст, то это означает, что он получит большинство тренировочных нагрузок вовремя – то есть в оптимальные для этого периоды роста организма (сенситивные). Это обусловлено ориентацией тренировочных программ на «средних» как самой многочисленной группы и ориентацией на усредненного занимающегося. Но если ребенок не относится к "средним", то его нагрузки нужно подстроить под биологический возраст.

Например, ПСР ребенка приходится на 13-ый год, это означает (вспоминаем материал 2 по модели LTAD), что его скорость роста находится между ранней и средней, а значит его «окна» будут на год раньше, чем «окна» «средних». Например, второе окно скорости и аэробных возможностей уже откроется, но соответствующих нагрузок не будет, а значит реализовать потенциал развития данных качеств максимально полно будет сложнее. Когда «ранним» наиболее эффективно – в группе еще нет таких нагрузок, когда же такие нагрузки начинаются сенситивный период данного качества у «раннего» ребенка заканчивается. Нагрузки не совпадают с оптимальными или совпадают лишь частично. Здесь необходимы коррективы: оптимально, согласовав с тренером вашей команды обеспечить дополнительные целенаправленные нагрузки, самостоятельно или опять же с тренером команды или каким-то специалистом. Тут нет ничего страшного или сложного: когда-то нужно дополнительно поделать ускорения, когда-то кроссы, а когда-то приседать.

Похожа ситуация и в случае, когда имеет место «поздний» вариант роста (если ПСР пришелся на период после 14-го года жизни). Аналогично нужно вносить коррективы в развитие и тренировочный процесс и для таких детей: тогда когда давали всем – им было рано, когда их время приходит – уже нет соответствующих акцентов в тренировке.

Кроме того, важно, что в период активного роста организм ребенка отличается более быстрой утомляемостью. Все ресурсы направлены на рост. Требуется подкреплять рост необходимыми материалами (речь о белке, до 2,5-3 грамм на 1 кг веса ребенка), а повышенный расход сил, соответствующей энергией (а тут речь об углеводах). Упрощенно формула углеводов такая: как можно больше, пока не растет лишний вес.

Ну и третий момент: учитывая повышенную утомляемость в этот период, родителям стоит внести коррективы и в расписание/режим ребенка. У современных детей много различных  дополнительных секций, занятий или репетиторов. При этом их эффективность из-за утомляемости не очень высока. Возможно на время (полгода-год) стоит отказаться от каких-то дополнительных нагрузок.

Лучшим средством восстановления и «другом» роста, является сон. Конечно, необходимо уделять внимание сну на протяжении всего периода роста ребенка, но в момент ПСР этот вопрос наиболее важен. Должно быть обеспечено минимально 9 часов сна в сутки.

Внимательное отношение родителя позволит ребенку максимально полно развить возможности организма, а так же повысит эффективность текущих занятий, как в части учебы так и в части спортивного развития.

И это почти все на сегодня. Для тренеров в большей части, но и для интересующихся родителей еще один материал – книга. – «Введение в теорию тренировки. Официальное руководство ИААФ по обучению легкой атлетике» Питер Дж. Л. Томпсон.
Наглядно и доступно показана организация тренировочного процесса, развитие физических качеств, органично вплетена модель LTAD. Очень информативные картинки, схемы и таблицы. Полистать точно стоит, а заинтересовавшимся и почитать - это и увлекательно и полезно. Как минимум в части развития физических качеств, опыт легкоатлетов могут использовать и футбольные тренеры. Можно подойти и глубже - применительно к периодам развития навыков или специализации внутри спорта.

Давайте будем внимательны к тому, что действительно заслуживает внимания! Удачи!

Отблагодарить автора

Комментариев нет:

Отправить комментарий

UA-104963231-1