воскресенье, 4 марта 2018 г.

"Дом" Арсена Венгера. Модель развития футболиста

Рассмотрим подход/философию Арсена Венгера относительно развития юных футболистов.
Есть разные точки зрения на то, когда, как и что развивать. Соответственно, моделей существует много, некоторые из них имеют яркие образы (метафоры), вокруг которых авторы строят аргументацию. Модель Венгера – одна из таких.

Образ модели – дом, в котором есть фундамент, первый и второй этажи и крыша. Строительство такого дома предполагает определенную последовательность действий - этапов, их и рассмотрим.


Естественно, начинается все с фундамента, которым французский тренер считает технику. Обосновано это тем, что футбол – это, прежде всего игра с мячом, и именно от умения обращаться с ним во многом определяется уровень игрока. Кроме того, предполагается, что все остальные аспекты не требуют столько времени для их развития и совершенствования, сколько требует техника. Венгер говорит следующее: «Если спортсмен не имеет хорошей техники в 14-ти летнем возрасте, то он может забыть о футболе!». Так понимаю, речь именно о карьере футболиста, играть с друзьями Арсен не запрещает. Время развития техники в этой модели с самого начала занятий футболом и до 14-ти лет.

Затем, первый этаж – это физическое развитие. Время активного строительства этого этажа – с 14-ти и до 17-лет. Развитие силы, скоростно-силовых качеств, гибкости, выносливости и ловкости – всему этому нужно уделять повышенное внимание на данном этапе, так как от этого зависит, каким мужчиной станет тренируемый юноша. Подчеркивается, что к этому возрасту юноша уже твердо решил стать профессиональным футболистом и возрастающие нагрузки на тренировках соответствуют его решительности.

Физические качества не являются тут фундаментом, хотя, по-моему, их значение сопоставимо с техникой, они могли бы быть опорой этой конструкцией наравне с последней. Венгер находит выход: говоря о развитии физических качеств, подразумевается что скорость отдельного игрока – величина заданная и не поддающаяся значительному воздействию в ходе тренировок. Поэтому предполагается, что всю стройку мы изначально затеваем для быстрых. Я бы добавил в описание модели момент о том, что фундамент мы планируем исходя из того, какую ожидаем конструкцию на нем возвести, что от расположения «стен/помещений» первого этажа зависит и размер и схема фундамента. Это правильная отсылка в продолжение образа и это точно передает смысл развития юного футболиста, ну и делает всю модель, композицию, слаженней.

Далее возводится второй этаж – тактическое понимание игры. Игрок должен знать как использовать свою технику и физику с максимальной пользой для команды. Время второго этажа – 15-18 лет. К концу этого периода игроку необходимо обладать тактической грамотностью, понимать движение без мяча во всех фазах игры. Венгер сетует, что этой части сами спортсмены уделяют недостаточно внимания, "но если вы хотите быть профессионалами, то смотреть на игру нужно глазами профессионалов". Я бы добавил, что от высоты этого этажа, зависит во многом, высота дома. От того, насколько лучше (выше) или хуже (ниже) других владеет футболист индивидуальной, групповой и командной тактикой зависит его уровень. К 15-17-ти годам останутся только техничные и физические развитые – преимущество определит тактическая грамотность.

Строительство дома завершается крышей. В данном случае это психика: уверенность, целеустремленность, решительность, устойчивость, амбиции.
Чем спортсмен готов пожертвовать ради своей цели? Сколько готов тренироваться дополнительно? Как реагирует на ошибки? Насколько устойчив игрок к внешним соблазнам? Венгер резюмирует ситуацию на данном этапе так: «если крыша не в порядке, то и весь остальной дом непригоден для эксплуатации: его постоянно будет заливать осадками, в нем будет холодно и некомфортно». По его мнению на этапе перехода во взрослый футбол именно этот элемент является главным.
Психика определяет насколько полно (активно) используются остальные этажи (аспекты) спортсмена.

Подчеркну, что на любом этапе развиваются все направления, а не только одно. Просто одно - доминирующее в распределении времени и усилий.

***
Мне нравится образ дома, но если избавиться от последовательности строительства, он стал бы ближе к реальности. Если развить метафору с акцентом не на хронологию строительства, а на то, как важно чтобы у дома были все эти уровни, и что по мере возведения одного можно вести планирование и подготовительную работу по другому – это сделает модель точнее и сильнее.

Не совсем согласен в части психологии: ее развитие требует много времени и усилий, внимание этому аспекту стоит уделять не в завершении строительства, а на всем его протяжении. Сильная личность, характер, целеустремлённость – все это формируется с самого раннего возраста, прежде всего в семье. В модели можно было бы связать психику не только с крышей, но, например, с камином/печкой/трубой, возводим которые мы заметно раньше крыши.

Так же требует оговорок и техника, но не в части важности, а в том что заниматься ей нужно всегда, а 14 летний возраст – это не предел ее развития. 14 лет - это хороший маяк и стимул, который подчеркивает важность начала занятий техникой как можно раньше и как можно больше. Можно сказать детям, что после 14-лет все – конец, процитировать Венгера и отправить их работать с мячом все возможное время. Хороший прием.

Но техника поддается развитию и после 14-ти лет. На самом деле этот старый стереотип мешает продолжению развития игроков. Есть мнение, что процесс развития техники имеет смысл до определенного возраста, а потом почти невозможен (до 18-ти, или например 20-ти лет). Это точно заблуждение и пережиток. Об этом есть отличный момент в книге Марти Перарнау «ПЕП: конфиденциально», где помощник Гвардиолы - Лоренцо Буэнавентура объясняет, почему прогресс техники возможен: «Существуют различные аспекты игры, которые можно улучшить в любом возрасте, и одним из них является базовая техника.Нет никаких сомнений в том, что игроки старше 30 лет всё ещё могут улучшить свою технику и тактические составляющие. Также это относится и к физической подготовке». 
Там в качестве примера приведен Эрик Абидаль и его значительный прогресс в технике работы с мячом в возрасте близком к 30-ти. Но исходя из содержания книги примерами выступает большая часть игроков Баварии. К данной книге мы еще обязательно вернемся, а я добавлю свой опыт. Мои футбольные тренировки в ДЮСШ, в детстве были такими, что уровень техники у меня был примерно на уровне НОЛЬ. Но, как раз уже после 20-ти, я иногда подспудно иногда осмысленно чему-то учился и продолжаю делать это и сейчас, и то чему уделяю внимание – получается. Так что не нужно останавливаться, если есть желание – прогресс возможен.

Мои замечания не совсем критика, а скорее демонстрация, что есть разные, достаточно аргументированные точки зрения, модели. Например, описывал с помощью пирамиды наш подход тут.

Для родителей и тренеров важна сама идея, которая заключается в комплексном, последовательном и постоянном развитии различных навыков, востребованных в игре. Буквально, это означает, что ВСЕГДА есть чем заняться, если речь идет о воспитании юного футболиста (или спортсмена…или музыканта или кого угодно). Точно есть понятные направления, методы и средства развития.

Чем займемся – в том и прибавим. Представляем какой «дом» мы хотим, составляем план-проект и приступаем к строительству – готовим, возводим, отделываем.
Обычно дополнительно занимаются тем, что ближе, тем что возможно организовать в конкретных условиях, в чем больше понимаем – пусть так, не важно, это тоже прогресс и это тоже полезно.

Главное – действие и активное отношение. Действуйте, стройте!


Отблагодарить автора

Комментариев нет:

Отправить комментарий

UA-104963231-1