вторник, 14 ноября 2017 г.

Модели Скаутинга. На что и как смотрят?

Обязательный этап и составляющая жизни любой команды – это процесс ее формирования и усиления. Так или иначе, все юные, а тем более профессиональные футболисты – объекты скаутинга. Их замечают, оценивают, выделяют, отмечают прогресс (или его отсутствие). Их ищут и за ними следят. Это делают их тренеры, тренеры команд с которыми они встречаются или специальные люди в структуре клуба – скауты.

Мне, даже не как отцу двоих потенциальных футболистов, а как обычному любителю футбола всегда был интересен процесс, принципы и, главное, критерии отбора. Почему этот игрок интересен, а другой нет? Какие характеристики ключевые? Как оценивается потенциал? Что тренировать и развивать, чтобы быть замеченным? Примерный поток/круг вопросов.

В процессе обучения я получил ответы на эти вопросы, а, главное, получил представление о том, как эти ответы формируются. То есть, понял сам подход, систему и буквально, алгоритм, поиска. Интересно, что не могу сказать, что узнал очень много нового. Нет, но зато точно могу сказать, что то новое, что узнал объединившись с уже имеющимися знаниями, сформировалось в определенную систему. Именно система/подход/идея – как угодно, стали ясны. Убежден, что это интересная и обширная тема.
Этим постом, я начну раскрывать отдельные ее аспекты.


Есть разные варианты того, как игрок попадает «на радары» или «на карандаш». Скаут может смотреть детско-юношеские турниры и обратит на игрока внимание; тренер из команды игрока посоветует его командам более высокого уровня; игрок проявит себя в матче с сильной/известной/большой командой и вызовет ее интерес и так далее. И вот вопрос ЧЕМ он себя проявит? Что увидит скаут или тренер?

Поиск и отслеживание игроков ведется давным-давно и у этого процесса оформился определенный алгоритм и принципы. Были отмечены некие характеристики, которые имеют более важное значение и сильнее влияют на потенциал, иначе говоря, возможность конкретного игрока стать профессиональным футболистом определенного уровня.

Исходя из того футбола, который мы наблюдаем сейчас и исходя из того, куда как ожидается футбол будет развиваться в будущем, используется 2 модели TIPS и TABS.

TIPSTechnique (Техника) - Insight (game intelligence) (проницательность/игровой интеллект) – Personality (индивидуальность)  – Speed (скорость). Разработана и используется Аяксом, в общем виде Барселоной, немецкими клубами, после переориентации на развитие техники и универсализации. 
Считается, что P - индивидуальность и S - скорость – врожденные качества, а T - техника и I -проницательность могут быть приобретены и совершенствоваться в будущем. Индивидуальность – то, что дается, а затем частично развивается и воспитывается в семьях, то, что отличает человека от других людей, характеристики личности, характера.

TABSTechnique (техника) – Attitude (решительность/отношение) – Balance (координация) – Speed (скорость). Это модель Ливерпуля, популярна в Англии и Франции. Здесь тренируемы T и B, а врожденные или заданные А и S. 
Мне нравится комплексная психологическая и интеллектуальная характеристика «решительность», как совокупность поведения на поле и за его пределами: смелость и бесстрашие в игре и упорство и целеустремленность в жизни, то есть всегда. Тут есть смысл оценивать и «решительность» настроя родителей.

Это две основные, популярные модели, которые модифицируются и/или дополняются в зависимости от страны, лиги, целей и предпочтений клуба.
Например, в Италии, с недавнего времени, некоторые клубы, в том числе и самая продуктивная академия Аталанты, обращают внимание на физическое развитие, антропометрические данные.
В той же Голландии к TIPS добавляется более внимательная оценка семьи, ее заинтересованности и готовности содействовать развитию юного игрока (писал подробнее о роли семьи здесь). 

В «нашем» Лудогорце, например, за основу взята модель TIPS (буквально сказано «модель Барселоны»), но обращают внимание не на чистую скорость, а на «подвижность». Использование данного термина встречается все чаще. По своему содержанию это комплексная характеристика - скорость, координация, работоспособность – «подвижность». Понятно, что по факту получается что-то среднее между двумя базовыми моделями, ведь в TABS «B» и «S» дадут как раз подвижность. Интересно, что есть и критерий, который с точки зрения руководства академии максимально коррелирует с вероятностью стать профи – «футбол на первом месте». Соглашусь, если мы выбираем из уже техничных, подвижных и решительных – самые высокие шансы у тех, кто живет футболом.

Кроме названных выше, добавляются такие ключевые качества, как: обучаемость, жажда борьбы, игровая смелость. 
Можно предложить модель DEMDetermination (решительность) - Environment (среда) - Mobility (подвижность) - запатентую ))) (с) 

Когда речь о детском футболе, то должно быть развито хотя бы одно из этих качеств и чем выше его приоритет – тем лучше. Приоритет каждый клуб определяет для себя сам, но обычно выше то, что нельзя сильно изменить – скорость, индивидуальность, решительность.

То есть, в общем, понятно, на что смотрят, кто имеет большим потенциал и почему. Тут все достаточно логично и обоснованно. Теперь о том, как смотрят. Оценка по конкретным качествам проводится обычно в следующем порядке:
1. Качества игрока, входящие в модели TIPS и TABS (ну или как мы решили в любые их модификации или самостоятельные модели) оцениваются по 10-ти бальной системе (в России чаще по 5-ти).
2. Среди тех качеств, что определены данным клубом как важные, выделяют те, что имеют более высокий приоритет, либо те, которые считаются врожденными.
3. Первый выбор – "10-ки" с качествами высокого приоритета, затем 10-ки с качествами следующего за самым высоким приоритетом …. Далее 9-ки с высоким приоритетом и так далее. Решения о том, что важнее 9-ка качества с самым высоким приоритетом или 10-ка самого низкого – это всегда индивидуальные решения, они зависят и от предпочтений скаута и от того, кого оценивают.

Суть в том, что игрок становится интересным, если у него есть высшие оценки. Это то, вокруг чего можно формировать игрока дальше. Часто имеет место полемика, что тренировать: продолжать развивать сильные качества, или подтягивать слабые. Считаю саму полемику пустой – не нужно выбирать: обязательна тренировка сильных качеств, но не за счет слабых, игрок должен «закрывать пробелы» в своей подготовке. Если у игрока выявлены слабые места, ошибки, то необходима работа над их исправлением, как бы они ни оценивались: по футбольным качествам вообще, по линии в которой он играет или по конкретной позиции. Но начальная оценка, «засечка» происходит именно по сильному качеству. Ровный и разносторонне-развитый игрок с 7-ками не будет так интересен, как игрок с 9-ой, а тем более как игрок с 10-ой.

В России привычная 5-ти бальная система и говорят так «Должна быть хоть одна пятерка». «Пятерка» – это индивидуальность игрока, то чем он выделяется, то, что делает его ИГРОКОМ.

Что важно понимать об оценках: оценивается и текущий, и потенциальный уровень. Почему это важно? Дети развиваются с разной скоростью, поэтому иногда преимущество одного ребенка над другими обусловлено именно более ранним развитием организма (реже, но в случае с организмом бывает и поздним) и когнитивных способностей, то есть преимущество временно.
Например, ребенок начал быстро развиваться, мышцы стали сильнее, а длина шага больше – проявляются его скоростные способности в сравнении с другими. И, положим, оценка будет выше «четверки», но «еще не пятерка». Вроде бы есть смысл «дожать» это качество, но если понимать причины, смотреть на окружение комплексно будет понятно, что на 5-ку, так сказать «при прочих равных» это качество не взойдет. Иногда дети крепнут и сильно прибавляют в контроле/защите мяча корпусом, в сравнении со сверстниками и так далее. Обратные случаи реже, но бывают: в момент скачка роста у большинства детей случается откат в координации – не успевают отлажено работать с более высоким и тяжелым телом, непривычно, это временно, конечно требует внимания, но поправимо, привыкнут. Те же кто «задерживаются» только прогрессируют в ловкости, наверняка вспомните ловких «маленьких» живчиков – но на этот момент их техника движения и работы с мячом может опираться именно на это преимущество. 

Важно работать над тем из ведущих качеств, потенциал которого выше. 
Что мы – родители можем делать с этой информацией?! Конечно, провести оценку, как минимум - самим, а можно и привлечь кого-то. Тут кому как удобнее, от предпочтений и компетентности зависит, но оценка нужна. А затем помочь в развитии тех качеств, которые потенциально могут быть доведены до «пятерки». Тут тоже от возможностей и компетентности – можно самим, можно с привлечением специалистов. Что касается развития качеств, которые отмечены как слабые, о них тоже не нужно забывать и их развитие, хотя бы на начальном этапе можно организовать самостоятельно. 

Изначально нашими лучшими качествами («пятерками») были скорость и решительность, но в своих индивидуальных тренировках мы не остановились только на них. Занимались и тем, в чем отставали. Сейчас скорость и решительность остаются козырями, но, например, и техника стала тем, что выделяет ребят среди других. Миха, прибавил в лидерских качествах - уже капитанит в своем U-11. 

Надеюсь этот своеобразный «инсайд» будет полезен и побудит к действиям. 
Тренируйтесь и прогрессируйте! Удачи!

Отблагодарить автора

Комментариев нет:

Отправить комментарий

UA-104963231-1