среда, 1 апреля 2020 г.

Развитие координационных способностей. Способности к равновесию и ориентированию в пространстве

Рассмотрим, что такое координационные способности, как они соотносятся с понятиями «координация» и «ловкость», какими бывают, как и зачем их тренировать. Стоит знать, что есть разные точки зрения на соотношение «ловкости», «координации» и «координационных способностей», в некоторых, одно включают другое, в других противопоставляют, но во всех эти термины являются близкими, но не равнозначными. Эволюция теории вопроса продолжается, значит, иногда будет возникать недопонимание.

Начнем с «ловкости» - это сложное комплексное качество, которое характеризуется способностью быстро осваивать двигательные действия и способностью быстро и точно перестраивать двигательную деятельность в соответствии с требованиями меняющейся обстановки игры. Это классическое определение. [5, 6]

Ловкость требует умения быстро развивать силу и создавать высокую мощность, а также сочетать концентрические и эксцентрические сокращения в процессе динамичных, взрывных движений. То есть, ее проявление зависит от таких факторов, как: сила, скорость и координационные способности. Ловкость это про движение, смену направлений, резкие замедления и ускорения – это про футбол.

Ловкость делят на две группы: статическое равновесие (без перемещения) и динамическое равновесие (с перемещением). Для нас важно, что первая – база для второй. Статическое равновесие, ситуация когда внешние условия стабильны – это проявление координационных способностей. Динамическое, когда внешние условия меняются в связи с движением – это уже сочетание силы, скорости и координационных способностей. Но определяющими являются именно последние, поэтому понятно, когда «ловкость» упрощают до «координационных способностей».

Прежде чем перейти, собственно к координационным способностям быстро зайдем и с другой стороны, со стороны «координации». «Координация» – это собирательное понятие и в спорте под ней понимают различные явления: внутри- и межмышечная координация, а также и уже названные координационные способности [3]. Разбавим картинкой.


Межмышечная и внутримышечная координация прямо влияют на проявление силы и быстроты. Например, на первом этапе силовых тренировок (около 4-х недель) рост силы обусловлен именно улучшением внутримышечной координации вместе с более совершенной межмышечной реакцией. Но межмышечная и внутримышечная координация – скорее настройки отдельного движения, а процесс управления двигательными действиями спортсмена (то есть совокупностью движений с определенной целью) в целом определяется координационными способностями. Круг замкнулся, поэтому, наконец, к ним подробнее.

Под координационными способностями подразумеваются способности быстро, точно, целесообразно, экономно и находчиво, то есть наиболее совершенно, решать двигательные задачи (особенно сложные и возникающие неожиданно). Применительно к футболу — это способность быстро перестраивать двигательную деятельность в соответствии с постоянно изменяющимися ситуациями игры и владением своим телом в опорном и безопорном положении [4].

Из рисунка выше видно, что выделяют три вида координационных способностей:
1) специфические - определяющие готовность к оптимальному управлению определенными двигательными заданиями: на равновесие, на ориентирование в пространстве, на скорость реагирования, на перестраивание и согласование движение и другие (ниже рассмотрим все).
2) специальные - определяющие готовность к оптимальному управлению и регуляции сходными по происхождению и смыслу двигательными действиями, в футболе такими действиями являются элементы техники передвижения и техники работы с мячом.
3) общие - потенциальные и реализованные возможности человека, определяющие готовность к оптимальному управлению различными по происхождению и смыслу двигательными действиями.

Эта последовательность как пирамида, первый пункт в основании, далее второй и вершина – третий. По сути, общие способности складываются из специфических и специальных [1, 2].

Говоря о развитии (или тренировке) координационных способностей подразумевают развитие именно первого уровня – специфических способностей. Овладение ими переносится в освоение техники (специальных способностей) и формирует координированного (способного управлять своим телом) и ловкого (управлять своим телом в динамике) спортсмена.

Естественно, это не единственная классификация, есть другие, которые, например, добавляют характеристики, регулируемые межмышечной и внутримышечной координацией. Иные группировки, но по сути характеристики тех же способностей – в них углубляться не будем, а продолжим линию описанную выше.

Мы подходим к тому, чтобы выделить главное, в фундаменте координации и ловкости, но сначала перечислим специфические координационные способности. Тут размахнулись и выделили целых 10 их видов:
  • способность к ориентированию в пространстве - возможность точно определять и изменять положение тела (или его частей) и осуществлять движения в нужном направлении;
  • способность к дифференцированию параметров движений – высокая точность и экономичность пространственных, силовых и временных параметров движений;
  • способность к реагированию - позволяет быстро и точно выполнять целостное, кратковременное движение на сигнал;
  • способность к перестраиванию двигательной деятельности - быстрота переключения с одних двигательных действий на другие;
  • способность к согласованию двигательных действий - это соподчинение отдельных движений и соединение их в целостные комбинации;
  • способность к равновесию - сохранение устойчивости позы в статических или динамических положениях;
  • способность к ритму - воспроизведение заданного ритма двигательного действия или его варьирование;
  • вестибулярная устойчивость - способность точно и стабильно выполнять двигательные действия в условиях вестибулярных раздражений;
  • способность к обучаемости движениям - характеризует умение (или неумение) быстро осваивать новые двигательные действия;
  • способность к произвольному расслаблению мышц - оптимальное согласование расслабления и сокращения определенных мышц.
Понимая в чем эти способности проявляются, за что отвечают, можно подбирать средства (упражнения), которые будут их развивать. Практически в любом упражнении будет задействовано не одна, а несколько координационных способностей. Например, популярные упражнения на координационной лестнице даже в самом простом варианте задействуют большую часть способностей. А если, например, добавить на старте прыжок на 360 градусов и разделить лестницу на 2 участка с разным прохождением и завершить ударом – то задействуем все.

Можно заходить и с другой стороны - разбирать игровую ситуацию и смотреть, какие координационные способности были задействованы. Если в отдельных эпизодах, могут быть задействованы лишь несколько, то игра в целом (как смена эпизодов) предъявляет требования ко всем.

Среди координационных способностей есть две, определяющие двигательную деятельность, являющиеся ее основой: способности к равновесию и ориентированию в пространстве. Выделил и подчеркнул – это ключевой момент.

Способности сохранять устойчивое положение тела и определять и менять его положение в пространстве – базовый элемент, фундамент. Их развитие – первая задача в развитии координационных способностей/координации/ловкости/. Теперь не так важно, как назовем, потому что должно стать понятно как проявляется, и что нужно делать.

При этом такое развитие - это не только первая, но и постоянная задача, то есть она должна выполняться на протяжении всего пути развития футболиста. Было бы здорово, однажды научиться держать баланс и чувствовать тело, а затем двигаться дальше - к высотам супертехники. Но тело ребенка постоянно меняется, настройки сбиваются, поэтому развитие координационных способностей требует постоянно внимания. Естественно, есть сенситивные периоды - 7-12 лет. Но, во-первых, способностей много и чувствительность их максимальна в разное время, а во-вторых, проще использовать формулу: «как можно раньше и как можно дольше».

Основное средство развития способности к равновесию и ориентированию – это различные балансы на месте или в движении. Выполняя такие упражнения, мы стремимся:
  • придать телу наиболее рациональное положение (например, использовать руки для балансировки);
  • сохранить устойчивое положение тела, сокращая количество степеней свободы – фиксируя звенья (а человеческое тело имеет 244 степени свободы – тут, в том числе, скрыта индивидуальность);
  • дозировать и перераспределять мышечные усилия;
  • повышать уровень пространственной ориентации.
Пространственная ориентация – последнее, чему мы уделим внимание. Тут на сцену выходит понятие проприоцепции (как равнозначное употребляют и проприорецепция). Обычно мы слышим этот термин в контексте профилактики травм. Это неслучайно и для игровых видов спорта ее развитие снижает вероятность травм.

Проприоцепция – это механизм, с помощью которого мы ощущаем силу, которую развивают наши мышцы и положение нашего тела в целом и отдельных конечностей. В формировании этих ощущений участвуют: вестибулярный аппарат, механорецепторы и проприосенсоры. Тренировка проприоцепции подразумевает воздействие по отладке взаимодействия между центрами координации в мозге и указанными источниками информации об ощущениях.

Ключевой момент тренировки проприоцепции: направленное воздействие именно на ощущения, чего добиваются затруднением или прекращением поступления визуальной информации. Затруднение – это использование различных специальных очков-шор; прекращение – самое простое закрывание глаз. Знаете же: выключаем одно чувство – активируются другие.

Чем лучше развит этот механизм (то есть обратной связи без визуального анализатора), тем больше возможностей для того, чтобы задействовать визуальный анализатор для других задач. В футболе это задачи по оценке ситуации, которые непрерывно следуют одна за другой. Контроль над движениями на основе проприоцепции, а еще дальше контроль над мячом - это черта футболиста высокого уровня.

Сделали видео, с некоторыми упражнениями, чтобы было с чего начать.


Показанные упражнения не являются исчерпывающим и закрытым списком, напротив: идея в том, чтобы постоянно усложнять координационные задачи. Комбинируя разные упражнения, добавляя воздействие, меняя скорость выполнения и так далее – мы будем продолжать развивать координационные способности.

Степень владения координационными способностями проявится в отдельных качествах - ловкости, подвижности, точности, прыгучести, ритмичности, меткости, пластичности.

Тренировка координационных способностей/координации/ловкости – это тренировка тренируемости (почти дословно Л.А. Орбели). Для совершенного владения нам нужна постоянная практика. Есть такой термин «двигательная эрудиция», он хорошо отражает задачу при развитии координационных способностей. Вообще, эрудиция понимается, как разносторонняя образованность, начитанность, вот нам нужно дать телу такую работу: чтобы оно «начиталось» разных движений настолько, чтобы выполняло легко и отельные движения и различные их сочетания.

Доходить до уровня эквилибристов из «Cirque du Soleil» задачи нет, но точно есть смысл использовать по максимуму потенциал этих способностей в футболе. Развивая координационные способности, мы буквально будем лучше двигаться и лучше обращаться с мячом.

Вы дочитали до конца – вы крутые и явно хотите развиваться! Скорее всего, теперь знаете и понимаете в рассмотренной теме больше, а тренировки станут эффективнее. Время действовать. Тренируйтесь, развивайте себя и повышайте уровень!

****
Немного книжек:
1. Занковец В. Энциклопедия тестирований. Хоккей. - Издательство: Спорт, 2016 г.
2. Лях, В.И. Координационные способности: диагностика и развитие / В.И. Лях. — М.: ТВТ Дивизион, 2006. — 290 с.
3. Методическое планирование программы тренировок. Научное руководство под ред. профессора Л.П. Лысова, 2016
4. Николаенко В.В. Многолетняя подготовка юных футболистов. Путь к успеху: учеб.-метод. пособие / В. В. Николаенко, В. Н. Шамардин. — К.: Саммит-книга, 2015.
5. Тестирование и контроль подготовленности футболистов: Монография / Губа В.П., Скрипко А., Стула А. - М.: Спорт, 2016.
6. Учебник для институтов физической культуры. Под ред. Полишкиса М.С., Выжгина В.А. — М.: Физкультура, образование и наука, 1999. — 254 с.

Поддержать блог и канал

2 комментария:

UA-104963231-1