понедельник, 25 ноября 2019 г.

Селекция и тренировки: на что смотреть, когда собираемся переходить в новую команду

Иногда в результате прогресса, иногда вынужденно, в поисках места, где дадут шанс, случаются переходы в новую команду. Рассмотрю основные моменты в работе академий, на которые необходимо обратить внимание при переходе.

ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ПРОЦЕСС
По следам нашего перехода про то, на что смотреть, и какая информация значима при выборе академии. Объединю знания и наш, очень конкретный и не всегда удачный, опыт.
В работе академии есть 2 основные настройки: тренировочный процесс и селекция. Они взаимообусловлены и зависят от целей и возможностей академии.

На тренировочный процесс влияют 2 цели: текущий результат и развитие игроков. Обычно их противопоставляют, но в идеальном варианте они должны сосуществовать и дополнять друг друга: результат за счет высокого индивидуального мастерства игроков.
В ориентированных на результат командах на тренировках много командной тактики, интенсивной беговой работы; в ориентированных на развитие игроков больше работы с мячом, игр в малых (3-5 человек) составах и работы 1-на-1.


Простой критерий: при ориентации на результат разделение на основу и остальных более заметно. Отличаются количество времени наигрывания, внимание тренера, проведенные на поле минуты. Время и количество замен, тоже сильный индикатор целей.
Важно, во что и за счет чего играют и как против сильных. Оценка: «знают, кто, где и что должен делать, линии, страховки – все отлажено» для одного возраста (15+) будет положительной, а для другого (10-12) напротив.

Плотность (интенсивность) действий и количество касаний на тренировке важны, но уровень организации будет +/- равным. В одном месте встали 2 колонны и бьют по очереди с простоем в 2-3 минуты и 3-мя нанесенными ударами – плохо. В другом, разделили на 2 группы по 2 колонны – простоя меньше, по 9 ударов, в 3 раза больше, лучше, но все равно мало. Может хватит для обучения, а совершенствовать – сами, ведь требуется минимум 30 повтоерений.

Значимо количество тренеров на команду/группу. Больше – лучше, обучение эффективнее. Но только когда они реальны и активны, а не просто заявлены, как бывает с инвентарем и базой. Хороший зал, много полей, инвентарь, датчики, большой медицинский штаб - плюс для академии только когда это реально используется для всех возрастов, а не присутствует в виде обертки.

Итог: оцениваем содержание тренировок, что поощряется, смотрим, за счет чего играет команда. Не верим «на слово» представителям школы – проверяем, смотрим, общаемся с игроками и родителями.

СЕЛЕКЦИЯ
О многом расскажет организация селекции. На работу школы влияют возможности по привлечению игроков. Когда способных детей желающих попасть в академию больше чем мест, возникает соблазн злоупотребления селекцией.
Если можно пригласить лучших в каждый следующий «призыв», меньше смысла развивать тех, кто есть, зато можно их активнее использовать. Получаем много командной тактики (наиграть новичков), высокие требования к технике (вы уже ДОЛЖНЫ это уметь!), но не ее совершенствование (придут те кто умеют!). Текучка формирует ущербную структуру тренировок.

Важный показатель: количество местных детей в команде. Местные дети начинают тренироваться в клубе задолго до начала «академического» (12 лет – U-13) возраста, если их в команде мало, возникают вопросы. Плохо тренируете? Не доводите? Почему слабее?
Близкий показатель: сколько игроков в команде играют 2-3-4 года. Чем больше – тем лучше развивают. Информативна цифра ежегодно приходящих новичков. > 25-30% плохо.

В оценке детей важен не только текущий уровень, но и потенциал. Оценивать его сложно, но есть наследуемые показатели, они просты: быстрота и рост. Школе, в которой ГК и ЦЗ играют акселераты с относительно невысокими родителями (< 175), мало дела до детей и их будущего. Это пример ориентира на результат.
Если готовых предпочитают, способным - беда. Готовность проявляется в развитии организма, психике и уровне техники. Хорошо, когда оценивают ловкость, подвижность, обучаемость, мышление - они формируют потенциал. На просмотрах разницу в ориентирах заметить сложно, но можно по их продолжительности, тестам и упражнениям – на что смотрят.
Попасть в академию ориентированную на результат слишком рано, до 16-17 – ошибка.
Если в школу можно попасть неспортивным путем (связи,деньги) - провал, не идите.

Когда потенциальный приток ограничен, селекция не массовая, постоянно на сильных новичков рассчитывать возможности нет, «приходится» воспитывать своих. Такая ситуация влияет на организацию тренировок. Если клуб имеет выход на участие в зональных или, тем более элитных соревнованиях, возможность проявить себя будет. При прочих равных, попасть в такое место – оптимальный путь, который может начинаться с младших групп (6-7 лет) и продолжаться лет до 15-16-ти. Меньше давления и страхов, постепенный рост, больше желания.

Когда приглашают, узнайте, чем понравились. Если возможно – стоит съездить на пробу/стажировку, до решения.


КЕЙС: 2 команды – 3 сезона, зовут обе, решите куда переходить.

Команда 1
U-13: 24 человека из них 17 местных. 7 новичков пришли летом, еще 2 зимой. Выиграли зону. Тренировки с креном на командную тактику (логично – начало футбола 11), выход, комбинационный стиль, на «большие» матчи играют в лонгболлы.
U-14: летом 15 новичков (63%!). 24 игрока из которых 5 местных. Зимой уходит 3 и приходит 1. Выиграли зону. Тренировки с креном на командную тактику и объемами интенсивного бега. Играют от обороны и стандартов, стиль контратакующий.
U-15: летом 7 новичков (32% обновление!). 22 игрока, начало сезон 2 местных, но 1 выбыл. Команда играет элитную лигу (не зону, а на всю страну) – за чемпионство не борется, держит 7-5-е места. Тренировки и стиль как в предыдущем сезоне.
Впереди зональные U-16, затем сезон U-17 – элита, по итогам которого часть возьмут в U-19. Есть еще ступень до взрослых «Команда-2».
В сравнении с U-12 в команде 1 человек. В сравнении с U-13 – 5 человек. Местные начинают в академии в 7 и до U-13 тренировались 5 лет.

Команда 2
U-13: Все местные, команда с потерями, без новичков, предыдущий сезон играла в первенстве на год старше, схема на 11 в поле есть. 2-е в зоне. Тренировки с игровыми упражнениями и матчами на 1/3 поля. Играют широко, не в контроль.
U-14: 3 новичка (2-е из младшего возраста). 2-е в зоне. 2 игрока играли год за U-15. Тренировки почти с той же структурой, больше упражнений на удержание. В игре добавился прессинг.
U-15: 1 новичок и 2 вернувшихся от старших. В Элите за чемпионство не борются, держат 5-е-3-е места. Тренировки с игровыми упражнениями на контроль в темпе (квадраты с целями и переходами). Высокая интенсивность. Играют в быстрый футбол.
Впереди U-16 – зона, потом U-17 – элита, лучшие перейдут в U-19. Приток новичков возможен, но ограничен есть интернат для U-16-19 на 8 мест.
В команде U-15 24 человека из них 21 были в U-13 и в U-12.
***
До решения стоит посмотреть места в таблице чемпионатов U-17 и U-19 и сколько воспитанников в первой команде. По юношам места примерно так же, как по U-15, а по воспитанникам 6-0 в пользу 2-ой команды.
Куда идем на просмотр? Куда переходим? 

Цифры близкие к 1-ой команде дикие, но не редкость, например, можно найти данные по Краснодару (блог их бывшего скаута на sports) - удивитесь.

НАШ ОПЫТ.
Остро или не очень, но вопрос о переходе возникает у футболистов каждые полсезона. Естественные рубежи задуматься все ли идет так, как ожидали. Иногда проблемы решаются не переходом, а переменами на месте: меняя отношение к работе, организацию тренировок, контакт с тренерами. Это должно быть первым выбором: сначала использовать те ресурсы, которые доступны в текущей команде.

Мы постоянно оцениваем ситуацию по 10-ти бальной шкале, где 10 – это идеальные в данной команде условия для прогресса, а 0 – худшие. Смотрим, могут ли где-то в доступных нам местах быть условия лучше.

Переход в Лудогорец был как в кино: позвонили, представились, обозначили интерес к детям и попросили о встрече, чтобы все обсудить. Мы конечно, знали что это «вау-академия» и хотели туда, но думали, что года через 2-3, если будем пахать. А тут прямо сейчас. Полетели картинки матчей, голов и достижений. Представляешь, как одеваешь костюм на церемонию GoldenBoy и скромные «Мы просто много работали». Это реально приятно и определенное признание. Всем желаю таких моментов.

Встреча и услышанное впечатлило, но главное звучало так: «мы видим в них большой потенциал, а Лудогорец – лучшее в Болгарии место для его развития». Я вынес, что они сориентировались не на текущий уровень, а на потенциал (Миха был лучшим в возрасте, но Арс тогда только начал заметно прибавлять) и они про развитие. Это два огромных плюса. Таких огромных, что мы от Варны, моря, друзей и устоявшейся жизни решили поехать в маленький городок. Реальность отличалась, но видно это было не сразу.

В первый сезон детей в Разграде я воспользовался обучением на скаута и провел подробное интервью со спортивным директором академии (учусь – нужно сдать практическую по селекции). Подготовился с цифрами, качествами, схемами и много узнал. Хороший прием. Подход и организационные моменты вызвали вопросы. Сформировалась большая часть картины, которая со временем дополнялась.

От сезона к сезону оценки по нашей шкале все снижались и в какой-то момент стали ниже имеющихся альтернатив. Оставаться в маленьком городе смысл был только ради футбола. Смысл исчез. Решение созрело. Без обид, просто двигаемся дальше.

ВЫВОДЫ
Тезисами:
  • Переходить в другой клуб на повышение, нужно понимая, что за приоритеты у этого клуба и только тогда, когда исчерпали ресурсы роста в текущей команде, уперлись в потолок. Если игрок выделяется, попробуйте вариант со старшим возрастом. Выше требования и конкуренция могут сохранить положительную динамику развития.
  • Совсем не поддерживаю формат интерната для детей до 15 лет, а лучше избегать и позже. Отрыв от семьи и «усреднение» – серьезные проблемы.
  • Хорошо, когда горизонт планирования длинный (более сезона) и новичков мало 2-4 человека. Схема наиграна, можно развивать игроков. На продолжительном отрезке можно явно увидеть их прогресс.
  • Не хорошо, если горизонт - сезон и новичков много, но нужно давать результат. Возникает необходимость наигрывать схему, выравнивать физику, играть от обороны. Следующий сезон – новый цикл. Последовательности и преемственности меньше. Готовится и выставляется команда, оценивается ее результат.
  • Если вас приглашают в академию – хорошо, но во-первых, узнайте, что оценивали, чем вы понравились, а во-вторых, значит в том месте, где вы были, удавалось прогрессировать. Не рвите связи, попробуйте договориться о пробах, потренироваться и сравнить «в поле».
  • Иногда смена команды идет на пользу, особенно, когда это вынужденная мера. Большим плюсом может быть сам по себе вызов в связи с переходом: доказывать, строить новые связи и репутацию, это может дать импульс в развитии.
  • Не нужно верить представителям клуба на слово – это не проявление неуважения, а мера защиты при принятии важного решения. Опирайтесь на факты.
  • При этом обязательно поговорите с тренером новой команды, как он видит развитие ребенка, насколько сильна позиция.
  • Чтобы собрать информацию о команде, не обязательно нанимать частного детектива, достаточно посмотреть тренировки, матчи, информацию по возрастам и «текучке» на сайте команды или в соцсетях, попытаться пообщаться с теми, кто уже в академии.
Понимаю, что каждый случай уникальный, но в общем, вижу ситуацию так, как описал в Отлично, если кому-то пригодится, и их решения будут более взвешенными.

Поддержать блог и канал

2 комментария:

  1. Живу в г. Пушкине, пригороде Санкт-Петербурга. Тренирую детей уже более сорока лет. Основное направление единоборства и рукопашка. Когда работал учителем физкультуры, приходилось тренировать команду футболистов младшего возраста. Были неплохие результаты. Много знакомых тренеров в футболе, в том числе есть в "Зените". С темой знаком. Во-первых хочу выразить своё восхищение Вашим отношением к своим детям. Видно, что для Вас это главный смысл. Сейчас, к сожалению, большая часть родителей преследует другие интересы: Первое: отдать - и забыть. В лучшем случае спросят ребёнка - нравится? Ну и хорошо. Тогда ходи. А если не нравится - значит не наше. Что мы тогда деньги платим? Надо найти секцию, где больше понравится. И уходят. Часто не хотят подойти к тренеру и разобраться в методике и подходе. Делают скоротечные выводы и не принимают возражений. Они во всём разбираются лучше специалистов только потому, что "я своего ребёнка лучше знаю". Второй тип отношения - если тренер хвалит, значит хорошо. А если критикует - значит плохо. Если получает грамоты и медали - значит хорошо. К празднику - награда! К дню рождения - разряд! Ещё один тип - "удобная секция". Чтобы ближе к дому, время удобное (ведь ещё и другие кружки), не напрягают родителей и желательно бесплатно. Другой тип - "за результат". Не дают поставить базу, постоянно ждут соревнований и результатов. Сравнивают с другими секциями, где "уже ногами работают" или "а его друг уже медаль получил". Или пытаются мотивировать ребят подачками или другими преференциями, типа, "выиграешь соревнование - купим...". Но чаще всего родителям всё равно, "чем там занимаются". Им главное - чтобы ребёнку нравилось. Типа - как на продлёнке по интересам. Пристроили - и забыли. Пришли - забрали. "Ну как? Мой не баловался? Ну и хорошо!" Это удручает. Но и тренерский состав... Всё чаще - это погоня либо за рейтингом и результатами (клуба, а не конкретного игрока) или откровенно за деньгами. Когда занятия с детьми не творческий процесс, а инструмент достижения личных выгод и интересов. Я заметил, что Вы хорошо подкованы по теме. Либо Вы сами этим занимались, либо имеете соответствующее образование, либо просто очень хороший отец. Таких как Вы в процентном отношении в профессиональном спорте не более 20%. А если говорить про начальный уровень - единицы! Вашим ребятам очень повезло!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Продублирую.
      Приветствую. Спасибо за отзыв. Приятно и важно получать такие оценки. Сейчас работаю с командой, с малыми группами и индивидуально, и продолжаю учиться. Растет опыт, в том числе по родителям и отношению, который не всегда радует. Темы равнодушия и спешки, погони за "фантиками" интересные и, к сожалению, актуальные и острые. Я, кроме того, чтобы продолжать следовать своим идеям и принципам в своей работе, с этим пока никак больше не могу бороться. Соответственно, продолжаю. Радует, когда есть единомышленники.

      Удалить

UA-104963231-1