пятница, 27 июля 2018 г.

Дворовый футбол: не идеализируйте, просто кайфуйте!

Я люблю дворовый футбол. Дети иногда играют «во дворе» со своими приятелями, я, чаще детей, со своими. В месте, где мы живем, достаточно общественных площадок, где почти всегда кто-то пинает. Но я не понимаю, когда дворовый футбол считают тем, чем он не является, ждут того, чего он не может дать.

Популярный нынче контекст: есть проблемы, российские футболисты не техничные, не играют 1-в-1, не смелые…. и так далее. И переход: потому что из дворов ушел футбол, нет больше возни мальчишек с мячом, ребят с яркой нестандартной техникой, все теперь одинаковые, безынициативные, или боятся или не умеют…. и тоже так далее (Головину, Миранчукам и Зобнину, которых нет – привет!).

Ну, это же бред! Неполиткорректно, могу кого-то обидеть? – ок, это не совсем правда, дело не только в этом, такие установки ошибочны. Так нормально!?



Если рассматривать дворовый футбол, как средство развитие футболиста, его техники и индивидуальности, то тут в основном проблемы, ворох минусов.

Футбол – это, прежде всего, голы, но голы редкие. Игра построена на этом. Гол ценность! Во дворе этого нет, со всеми вытекающими последствиями. Нет, из-за счета до которого идут игры – гол не так ценен когда 17:15, одним больше, одним меньше, забили или пропустили – не важно. Нет, из-за того, как играют: без людей на морально-волевых возвращающихся в защиту или сдирающих ноги в подкатах, а когда такие появятся, то узнают, что «не на корову играют». Из-за отношения, победа не имеет значимой ценности, как и голы.

Во дворе нет соответствия по биологическому возрасту – об этом же тоже говорят повсюду. «Нужно создать среду, где более быстро развивающиеся физически дети не будут получать за счет этого преимущества. Необходимо формировать группы по биологическому, а не паспортному возрасту». Идея интересная, стоит прорабатывать, но во дворе же еще меньше такого равенства и соответствия, чем в футбольных группах.

«Во дворе учатся обыгрывать, финтить, там закрепляется особенная техника!». Это очень наивно. Часть игроков со двора на тренировки обыгрыш не приносит, неуверенность или что угодно еще, но обыгрывая во дворе, не делают этого на тренировках. Другая, обыгрывает только «бросающихся» или пассивно защищающихся "дворовых" – но в футболе такой навык малополезен, защищаться в школах тоже учат, да и практически каждый воспитанник футбольной школы обыграет таким способом – это не чудо. Совсем мало тех, кто имеет в арсенале пару-тройку финтов. Такие дети есть: учатся именно финтам, оттачивают, потом пускают в ход уже в клубе/секции, в матчах. Но такие дети это не характерные представители дворового футбола, а те, кто осмысленно подходит к тренировкам, они это реализуют и без дворового футбола.

Говорят об игроках со своим, воспитанным во дворе стилем, особенным, а не типичным из футбольных школ, креативных. Даже если такие появляются, это не система, это исключения, которые опять же не "дворовостью", а одаренностью и увлеченностью отличаются.
Наверное, можно с русским языком сравнить: если я буду только во дворе ему учиться и общаться, то меня наверное везде поймут, но буду ли я говорить и писать правильно?! Или это локальный дворовый навык, только там же во дворе и применимый?!

Есть еще один момент – ошибки, которые уже вписались в технику. Прием на внешнюю в движении, отсутствие завершающих фаз в выполнении различных технических элементов - тех самых «вернуться в исходное положение для следующего действия» и других подобных укоренившихся ошибок. Такие дворовые действия - одни из самых популярных причин остановки тренировок и очередных увещеваний тренера.

Кроме того, в футболе процесс развития юного игрока, его понимания футбола проходит 4 стадии: 1) когда его внимание сконцентрировано на мяче, 2) на воротах, 3) на сопернике и 4) на партнерах.
На каком уровне дворовый футбол? Якорь примерно на втором. Ну, проскочит кто-то, кто будет видеть больше: самоотверженно защищаться, или пасовать даже, строить атаки, но внешней мотивации во дворе для этого нет – так не принято. Да и этот кто-то, скорее всего просто вышедший попинать воспитанник местной футбольной школы. Уровни, кстати, могут показать возраст, для которого дворовый футбол показан – лет до 10, дальше пора уже играть и мыслить на другом уровне. Для более старших пришедших со двора в футбол, в секцию, шансов с каждым годом взросления все меньше – догнать тех, кто в школе с 6-7-ми лет будет очень сложно.

Уже на уровне учебно-тренировочных групп (с 12-ти лет) тренер (или методист) при планировании недельных тренировок подбирает нагрузку с учетом восстановления. Тренировка в клубе и 2+ часа проведенных во дворе сегодня – это тренировка в клубе на фоне недовосстановления завтра. Это не то, чему тренер рад, и что хорошо для юного футболиста. Тренируется выносливость? может быть, но есть варианты эффективнее и проще, да и спорно - пульс пониже, чем в матчах, мало проку.

Забавно, что своим немногим футбольным навыкам я научился во дворе, но это скорее характеристика моей футбольной секции и уровня тренера, чем "дворовой школы".

Есть, на мой взгляд, еще один социальный момент: игра во дворах уже никогда не будет такой какой была «во времена…» (тут просто подставьте: «нашего детства», «детства тренеров», «в 80-е», в «90-е» …). Любовь к футболу в «нашем» детстве могла проявиться в коллекционировании карточек или наклеек, редком просмотре матчей (часто их не показывали) и игре во дворе. Сегодня любовь и увлечение проявляется в другом: можно играть на приставках, смартфонах/планшетах, можно очень много смотреть по ТВ и футбола и различного «вокургфутбола», а если зайти в футбольные темы и развлечения на youtube, то вообще сразу понятно, что не хватит никакого времени все это пересмотреть, можно повесить постеры, купить майки любимых игроков или клубов, много чего можно сделать футбольного, до того, как выйти во двор.

Но даже вышедшие дети бессчётное количество раз оторвутся от мяча на просмотр чего-то в лентах соцсетей или мессенджерах. Таков современный мир, хорошо это или плохо – вопрос очень обширный, менять его можно только локально, в пределах своей семьи/ребенка, а вот принять и понять можно. Но не только можно, а нужно понять, что в такой мир очень трудно вписывается тот самый дворовый футбол из «прежнего» мира. Порой совсем не вписывается.

Плюсы, несомненно, есть – вовлечение и массовость, особенно применительно к детям младшего возраста, для которых это все еще веселье и игра. Я даже специально скажу еще раз, потому что это важный и огромный плюс: дворовый футбол очень нужен для массовости. Культура дворового футбола – с его целодневными «тыщями», «петухами» и прочим, со спорами до хрипоты о том, что было а чего не было, с единоличниками, толстым на воротах (не политкорректно? – ок, «самым крупным и тяжелым») – все это очень крутая и интересная часть детства. Только это не совсем про тот футбол, который спорт лучших и умных атлетов. Не про технику, свободу и творчество.

Классно, когда во время Чемпионата Мира, на следующий день после Бразилия-Мексика, вижу катающихся через все поле «Неймаров» - такой мгновенный вирусный перенос мемов – это супер! Двор - живая среда общения и развлечения намного больше, чем среда развития футбольных навыков. 


Для меня странно слышать (читать) призывы и сетования на отсутствие дворового футбола как явления и видеть в этом причину проблемы развития системы подготовки юных футболистов, нехватки техники, уверенности или креативности. Вернем! Вернем и снова появятся у нас техничные и яркие игроки! Игроки с изюминкой, личности!
Это удивительно. XXI век, но давайте лечиться или передвигаться средствами из XIX. Есть эффективные методики и средства, различные приемы обучения футбольным умениям, но зачем?! Выверенные по секундам регламенты, подводящие и основные упражнения, этапы освоения – много чего есть. Есть специальные люди, которые  учились обучать, слушали, читали и практиковались, чтобы делать это лучше, но чего нам с того?! Просто будем играть во дворе и все будет! 
Я не говорю, что тренировка в футбольной школе эффективнее дворовых игр для развития игрока – это очевидно и понятно. Я говорю о том, что игра во дворе уступает в этом смысле даже мало-мальски организованной тренировке какого-то способа выполнения отдельного элемента техники – ведения, финта или ударов (передач). И это нормально, дворовый футбол не часть тренировочного процесса, а развлечение.

Играть детям во дворе нужно – особенно во время каникул, да это здорово, это тоже про футбол для увлеченных детей и по своему хорошо. Но не нужно наделять это времяпровождение какими-то магическими свойствами и, соответственно, ожиданиями. Помните же – «наши ожидания – наши проблемы». Не нужно создавать проблему: дворовый футбол – это интересно и весело, это развлечение.

***
Дворовый футбол нужно развивать и поддерживать для увлечения маленьких детей – чтобы в секциях и школах в группы снова был реальный отбор. Для детей постарше, просто потому что играть в футбол – это спорт, азарт, кайф. Для «детей» совсем постарше, чтобы они не только смотрели футбол с дивана или реже на стадионе, а чтобы иногда выходили и играли, потели – занимали место «деревянных», «кривоногих» и других любимых персонажей. 

Давайте кайфовать от ударов и финтов, которые не станем делать в важных матчах, от «тайм до 20-ти», споров («прижаааатаяяяяя!»), «катаний Неймара», «финтов Гатагова» и массы других прелестей. Спасение футбола происходит, или должно происходить в других местах. Есть более весомые проблемы, и есть более эффективные решения, они не во дворе. 

Играйте в футбол и получайте удовольствие!


Поддержать блог и канал

Комментариев нет:

Отправить комментарий

UA-104963231-1