четверг, 4 января 2018 г.

Приоритет футбольному мышлению или атлетизму? Что важнее: физические характеристики или игровой интеллект?

Правильных ответов на эти вопросы нет. Не должно быть никакого «ИЛИ», только «И». Это очень легко-дискуссионные и потому популярные вопросы. Их можно нередко встретить на различных пабликах, в заголовках статей (опа, выходит как у меня) и так далее. Но это либо решение своих локальных задач по привлечению и развлечению аудитории, либо непонимание.

Современный футболист высокого класса – это развитый атлет с высоким уровнем футбольного интеллекта. Футболист будущего – это еще более высокоразвитый атлет с еще более высоким уровнем интеллекта вообще и футбольного интеллекта в частности. Интенсивность футбольного матча постоянно увеличивается: все больше становится время активной «чистой» игры, все выше пробегаемые за матч расстояния, все больше рывков и спринтов, все меньше времени на приятие и реализацию решений.
Лучшие футболисты сейчас - это креативные суператлеты. 


Есть радикальные подходы, где все дети, имеющие антропометрические или физические характеристики (скорость, прыжок) ниже определенных показателей для своего возраста не привлекаются или отчисляются из академии (например, самая продуктивная академия Италии - Аталанта).
Но более модными сейчас являются призывы сделать акцент на интеллект: Призывы распространяются дальше: нужно понимать за счет чего получает преимущество в игровых эпизодах юный футболист и, если это за счет физических качеств, то это можно опустить. Стоит посмотреть не раннее ли это развитие и не в первой ли половине года он родился, получив преимущество за счет этого. Это вроде бы логично, ведь когда все сравняются по своему развитию, то преимущество получит тот, кто лучше понимает игру, кто более техничен. Но логично только на первый взгляд: не факт, что сравняются, есть способы оценки потенциала роста, которые дают достаточно точные оценки, например, по рентгену кисти, а кроме того, к моменту, когда мы дождемся (точнее если дождемся) выравнивания, те кто играли и выигрывали свои единоборства – будут иметь огромный игровой опыт и опыт индивидуальной борьбы. Так же не нужно забывать, что более ранее развитие это не только развитие размеров, то есть не только тело – мозг и соответственно, когнитивные способности тоже могут развиваться быстрее, странно это игнорировать.

Часто о детях, которые развиваются физически быстрее других можно встретить такое представление, словно они не развиваются интеллектуально, не обучаются, не накапливают опыт и не столь тонкие в футбольном мышлении и решениях, как их более «маленькие» партнеры. Это просто бред. Корни этого бреда в противопоставлении игрового интеллекта и физических качеств. Поэтому и пишут «ИЛИ». Большой и сильный – не просто не обязательно, «глупый», «прямолинейный» или «не тонкий», НЕТ, большой и сильный равно так же может быть умным и креативным футболистом.


Чтобы быть именно таким, необходимо максимально развивать и интеллект и физические качества, и технику и тактическое понимание. В паре «техника-тактика», техника позволяет реализовать тактические задачи, задумки. Аналогично в паре «мышление-атлетизм», атлетизм - это инструмент для реализации игровых задач, и чем выше уровень лиги, команды, партнеров и соперников, тем этот инструмент должен быть более совершенным.

Потенциал интеллектуального, технического и физического развития должен быть использован максимально полно. Нужно понимать, что все эти направления взаимосвязаны: разностороннее развитие дает «мульти» или «синергетический» эффект, лучшее развитие в одном - повышает эффективность в другом.

Часто, как аргумент в пользу акцента на футбольном интеллекте в селекции в детско-юношеском футболе приводится Барселона Гвардиолы – «вот небольшие, с физической точки зрения, игроки делали погоду и давали лучший футбол». Хвалят Гвардиолу нынешнего: «даже в силовой английской лиге он ставит умный созидательный футбол».

Во-первых, ошибка в понимании атлетизма – это далеко не только и не столько сила и рост, хотя тенденция развития и доминирования все более сильных и высоких футболистов имеет место. Атлетизм это еще скорость и выносливость, основой которых, опять же, выступает соответствующая силовая подготовка.
Во-вторых, это очень узкий взгляд на Барселону и ее академию. Даже те «маленькие», что были – это игроки высокой скорости и координации – Месси, Иньеста или Педро и выносливости, как Хави. «Маленьких» в команде было не мало, но команда состояла не только из них, кроме того, команда регулярно использовала и искала больших (сильных и высоких), а не только быстрых игроков (Туре, Кейта, Сонг, Ибра…). Кроме того, неправильно как модель использовать именно этот пример, в составе которого играл и играет лучший, или один из двух лучших игроков в современном футболе: будет ли модель работать без него? В той же Баварии или в нынешнем Манчестер Сити Гвардиолы атлетам отведено куда больше места. Но это «играющие» атлеты: бегущие, борющиеся и думающие. Тут всплывает еще один стереотип – для того чтобы защищаться интеллекта нужно меньше – и тоже неправда, но это в другую сторону, отдельная тема. 


Если бы этот модный аргумент имел смысл, то футболистам не пришлось бы завершать карьеру: с каждым годом колоссальный накопленный опыт только повышал бы их класс, их все совершенствующееся футбольное мышление позволяло бы решать игровые задачи не обращая внимание на снижение скоростных характеристик или выносливости. Но это не так.

В плане детско-юношеской селекции, я лично отдаю предпочтение модели, где первичный отбор идет исходя из антропометрических/физических характеристик. Это то, что в значительной степени наследственно, то с чем тренеру/академии работать сложно. Всему остальному – технике, тактике, мышлению можно обучить и развить, но если не будет базы, на которой все это можно будет реализовать в игре, пользы от этого будет мало.

Это все я к тому, что не нужно заблуждаться и подгонять ответы под вопрос, под вашу конкретную ситуацию: ребенок мощный – важна сила,  быстрый – решает скорость, умный – главное мышление и так далее. Необходимо всесторонне развивать юного игрока, по всем футбольным направлениям. Такое развитие – задача самого игрока, или его родителей, когда речь о юном футболисте.

Никто не будет развивать юного игрока по всем направлениям – только использовать или не использовать в зависимости от своих предпочтений. К игрокам вообще большинство относится как чему-то статичному в умениях и наклонностях – это ошибка, но исправить ее можно только своей работой. Постоянной и упорной работой над собой.

Настойчивости Вам в развитии!

Отблагодарить автора

6 комментариев:

  1. Можно с Вами не согласится! Как показали научные исследования рост футболиста связана с генетическими особенностями каждого отдельно взятого ребенка.
    У человека рост ограничен и конечен. Скорость роста у каждого ребенка индивидуальна и различна. Научные исследования выделили три типа детей, связанных со скоростью роста – вариант развития (ВР) А, В.С. Большие показатели интенсивности роста свойственны детям ВР «А» - длина тела увеличивается на 4,04% в год, меньшие – детям ВР «С» - 3,14% в год, дети ВР «В» занимают промежуточное положение. Дети типа ВР «А» - заканчивают рост между 15 и16 годами, дети ВР «В» - около 18 лет, а дети ВР «С» - между 19 и 20 годами. То есть дети ВР «А» растут 15 лет , а дети ВР «С» - растут 19-20 лет.
    Кроме этого в зависимости от варианта развития у детей значительно отличается время освоения техники выполнения спортивного движения. Это особенно важно в видах спорта со сложной техникой , к которым без сомнения относится футбол. У детей ВР «А» - время освоения техники короткое по сравнению с ВР «С». Вполне понятно, почему отстающие в развитии дети потом обгоняют лидеров – они медленнее созревают, но прочнее и лучше усваивают движения, доводя их до полного автоматизма. Усредненная годовая прибавка роста тела без учета фаз роста у детей ВР «А» - 5,5 см, ВР «В» - 4,52 см и ВР «С» - 4,45. При этом, существенно различны и скорости наступления так называемой морфологической зрелости – то есть не только роста, но и других систем организма – например мышечной и жизнеобеспечения. Дети типа ВР «А» достигают 75% уровня морфологической зрелости к 8,5 годам а дети типа ВР «С» - с 12-12,5 годам. Опережение детьми типа ВР «А» детей типа ВР «С» к 12 годам составляет 2,5 – 3 года, а по росту эти показатели достигают 15 – 20 см.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Не соглашаться, конечно, можно, тем более с такой подробной аргументацией. Я полагаю, что несогласие не всем посылом статьи о том, что развиваться нужно по всем направлениям, сбалансировано и с учетом индивидуальных особенностей (тем более, что аргументы скорее об этом, а не против), а именно с моим предпочтением в части начальной селекции.

      И без научных исследований понятно, что рост человека ограничен и у всех индивидуален. Но из приведенного отрывка (или интерпретации) выходит словно речь идет о том, что все вырастут до одинакового роста. Нет же. Потенциальный рост это почти полностью наследственная история, а влиять мы можем скорее на то "выберем" или нет мы этот потенциал. Адекватная нагрузка поспособствует, неадекватная помешает.
      Разная скорость развития/созревания/роста - это тоже понятная и известная информация, она значима, но, как ни странно, по факту используется в командных тренировках крайне редко. Выделение групп в зависимости от текущего роста и отнесения ребенка к одному из вариантов развития с последующей дифференциацией нагрузки я пока в детском футболе не видел в реальности ни разу. Только разговоры, что это делать надо, но все равно всю группу (команду) тренируют одинаково.

      Я вот абсолютно не согласен с утверждением "Вполне понятно, почему отстающие в развитии дети потом обгоняют лидеров – они медленнее созревают, но прочнее и лучше усваивают движения, доводя их до полного автоматизма". С чего это? почему? Предшествующий посыл о скорости освоения техники выполнения движения скорее говорит об обратном. Но не суть в предыдущем посыле, а суть в том, что это такое же заблуждение, как и то что те кто быстрее физически развились - хуже на поле думают. Если игрок занимается техникой до закрепления, то к какому бы варианту развития он не относился она у него будет, если не занимается - не будет. Не зависимо от физического развития нужно заниматься техникой - 100%.

      Удалить
  2. Исходя из вышеуказанных показателей, становится понятно, что в 12-13 лет в футбольных командах появляется ряд игроков значительно опережающих по своему развитию остальных. У тренера появляется соблазн ориентировать уровень физических нагрузок именно на этих ребят, которых он считает и считает обоснованно наиболее перспективными в данный момент. Кроме того уже в 10 лет футбольные команды начинают участвовать в регулярных чемпионатах, над тренером начинает давлеть результат выступления команды., что сказывается на интенсификации тренировочного процесса. И тут – возникает опасность перетренированости у детей типа ВР «В» и особенно ВР «С». При этом к 13-14 годам, когда различия наиболее очевидны это особенно актуально. Проведенные исследования на одной из команд высшей лиги показали, что в 13-14 летнем возрасте при интенсивных тренировках спортсмены типа ВР «А» ( средний рост 170 см, вес 68 кг) успешно переносят тренировки, Типа ВР «В» справляются с тренировками ( средний рост 160 см, вес 57 кг) а у ребят типа ВР «С» ( средний рост 150 см, вес 50 кг) наблюдается колебания веса в сторону уменьшения при интенсификации тренировочного процесса, что указывает на необходимость индивидуализации величины нагрузок для различных вариантов развития. Особенно это сказывается на количестве жировой массы у юного футболиста. Именно дети типа ВР «С» наиболее интенсивно теряют жировую массу в процессе интенсивных тренировок и есть случаи, когда содержание жира в организме ребенка доходило до критических величин – 3-4 кг (все замеры делались при помощи биоэмпидансного анализатора состава тела, что гарантировало высокую точность замеров). Так как при интенсификации нагрузок многие не выдерживают их и навсегда уходят из спорта. Тренировка должна быть адекватна потенциальным возможностям ребенка. Увеличения обьема тренировок сверх возможностей ребенка опасно, особенно в период полового созревания. Сверхинтенсивные тренировки могут привести к раннему прекращению роста ребенка.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Одна из главных идей всех материалов в этом блоге - сбалансированное развитие, другая - адекватное, без перегруза, а с учетом индивидуальных особенностей - этот материал только подкрепляет данные идеи.

      Но в клубах/академиях/дюсш дифференциация интенсивности нагрузок явление редкое. И эти самые "С" перегружаются.
      Но, условный игрок "С" может к этой ситуации быть лучше готов: можно укрепить его мышцы, можно научить правильно дышать, можно освоить технику бега/передвижения и двигаться без лишних затрат энергии, даже за счет правильного восстановления и питания можно много добиться - это все поможет такому игроку и переносить нагрузки и прогрессировать на тренировках.

      Удалить
  3. На основе полученных данных как правило к 16 годам ребенок (ПО ВАШЕМУ НЕПОДХОДЯЩИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ДАННЫМ) догонит сверстников по показателям роста, но это будет футболист с хорошей техникой и координацией. Вы посмотрите на Неймара, я сомневаюсь что у него много мышц, и он физически в детсве был развит! Теория где первичный отбор идет исходя из антропометрических/физических характеристик на практике выглядит не очень состоявшейся! Есть очень много нюансов в физическом развитии детей, есть много информации, но по настоящему исследования в этой области ни кто особо не проводил! Поэтому я категорически не согласен с Вашей теорией о важности физики в этом периоде! Джейми Варди, был исключен из академии в 16 лет из за физической отсталости, но никто не понимал что он относится к категории С! И таких случаев очень много! Когда парням будет лет под 20, Вы поймете, о чем я говорю! Физику всегда можно подтянуть, и в лет 20, а вот технику нет! На сегодняшний день ученые не могут точно описать процесс роста мышцы у человека, точно известно факторы роста, но как и что происходит внутри остается загадкой! Поэтому к теории физического развития на сегодняшний день очень много вопросов!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наверное я выразился не совсем ясно говоря, что первична оценка "антропометрических/физических характеристик". Я тут говорю не только о росте, хотя и о нем тоже. Во-первых, не только текущий рост, но и потенциальный рост, а во-вторых скорость. Причем, в футболе, благодаря разнообразию позиций и амплуа может быть реализована модель "или рост, или скорость", а не "и рост и скорость".

      У всех видов спорта есть определенные требования к спортсменам им занимающимся, так уж получилось, что эфиопские бегуны отлично бегут длинные дистанции, а ямайские - короткие. В баскетболе более успешен будет тот кто выше, а еще более успешен тот кто выше и у кого больше обычного размах рук. Я в этом не виноват, у спорта есть требования по комплекции и даже по структуре мышечных волокон. (книга "Спортивный Ген" отлично раскрывает тему). Быстрый футболист с потенциалом роста в 1,80 имеет куда больше шансов (при прочих равных) на развитие карьеры, чем медленный с потенциалом роста 1,65.

      И кстати, примените все Ваши аргументы, к тому же баскетболу, будут работать? в Футболе требования к антропометрическим показателям и физическим качествам не такие очевидные и жесткие, но они тоже имеют место.

      История Варди, как и некоторых других показательная в части того, что есть смысл разделять игроков не только по году рождения, а и с учетом физического развития. Но эта история не противоречит моему мнению о том, что нужно адекватно развивать физические качества и тот же Варди, который убегал от 99% соперников и в 16 и в 20 и убегает сейчас, если бы был чуть лучше готов к ведению силовых единоборств мог получить другой карьерный путь. При сбалансированном развитии он бы был только сильнее как футболист.

      Про технику, которую нельзя подтянуть в 20 лет - не верно. Техника поддается развитию ВСЕГДА, да скорость освоения в детстве выше, но зато в зрелом возрасте при желании можно взять осмысленностью, правильным построением тренировочного процесса.

      Сейчас если структурировать время тренировок по направлениям, выйдет, что два моих юных футболиста занимаются техникой больше всего. Я не планирую и не думаю что они прекратят ей заниматься, особенно если у них будет получаться двигаться по футбольному пути.

      И еще одно интересное: в Италии, в академии Аталанты есть буквальное требование росту (170 см для 14 лет, по-моему), невыполнение которого подразумевает отчисление. Они, очевидно, не учитывают вариант развития А, В или С. Но это САМАЯ продуктивная академия Италии. Именно ее выпускников больше всего среди профессионалов. На мой взгляд это перегиб, крайность, но видите, она имеет место и она показывает свою эффективность.
      Моделей много, но в первых строках поста я говорю о том, что нужно развивать все направления, нужно развиваться сбалансировано, не упираясь только во что-то одно. А что касается начальной селекции, а лишь считаю, что на стадии отбора нужно учитывать требования конкретного вида спорта к антропометрическим данным и физическим способностям. Так уж получается что рост и скорость - это характеристики в основном наследственные, значительно повлиять на них нельзя, тогда как на технику, тактику, мышление и даже на морально-волевые качества можно.

      ***
      Большое спасибо, Вам за комментарии - в дискуссии получается и лучше объяснить, и ближе подойти к какой-то наиболее взвешенной позиции.

      Удалить

UA-104963231-1