воскресенье, 3 декабря 2017 г.

Ярлыки

Ярлыки – явление понятное, сталкиваются с ними все, как-то людям надо других обозначить, «пометить» и запомнить. И от других получаем и сами навешиваем. Это все не очень хорошо, но так мы запоминаем, так оцениваем, судим. Когда речь о ярлыках взрослым – это еще можно понять, в том смысле, что больших перемен ждать от взрослых не приходится. Объективно: к серьезным изменениям способны лишь немногие – скорее всего ярлык и через время будет отражать сущность. А вот с детьми все не так – дети меняются, развиваются и совершенствуются. Применительно к футболу так вообще в этом цель их тренировок. Тут ярлыки мешают и развитию и восприятию.

Субъективное восприятие тренера, явление стандартное, одни больше, другие меньше, но придерживаются начальной оценки, своего восприятия уровня и обучаемости игроков и состава команды. Смена тренеров у детских команд после одного или двух лет обучения, среди прочего, направлена и на решение данной проблемы. Да, после смены одного тренера дети попадут под субъективное восприятие другого тренера, но оно вряд ли будет совпадать с восприятием предыдущего, а значит, некоторые дети получат свой шанс с большей вероятностью.
Кстати, иногда тренер сам больше «жертва», чем те, на кого его взгляд «замылен». Дети пойдут дальше, а он не использовал потенциал команды полностью, не разглядел кого-то, не стал сильнее вместе с ними. Как бы не оценивалась его работа, результатами команды или тем, как и сколько игроков команды добились прогресса, объективный взгляд был бы полезнее для тренера.

Все эти «единоличник», «деревянный», «нытик», «костолом», «утюг» и так далее.
***

Арс начал позже своих партнеров по команде года на три и с самого начала было отставание, например в технике. Ярлык был сразу. С тех пор мы начали индивидуальную работу, результаты которой хоть и не сразу но проявились: догнали и перегнали многих, значительно сократили отставание от лучших – но ярлык иногда всплывает и сейчас. Тренировки по развитию физических качеств, дают более быстрый и заметный результат. Арсений стал быстрее и мощнее, но иногда и это ему вменяется в вину. На одной из тренировок, играя в защите и используя свои явные плюсы, закрыл лучшего нападающего (и лучшего, наверное в команде игрока), держал очень плотно, давил на него постоянно. Нападающий завелся, ворчал, но по ситуации понятно – не пошло, не получилось сыграть. На следующий день он выдал Арсу «ты больше ничего и не можешь, тупо толкаешься, накачался и бегатней занимаешься» - переведенное, но примерно такое содержание. Он может многое, но это явные плюсы – не использовать их странно и глупо, но те, у кого нет таких качеств, будут искать в этом минусы. А кто ищет – тот найдет.

Миша, с первых тренировок проявил бесстрашие и дисциплину – в купе с высокой скоростью удавалось регулярно спасать в защите… в итоге стали ставить именно туда на игры – надежно, исправляет, страхует. Я понимаю тренеров, в смысле их мотивы, но не согласен с ними. С тех пор он сделал гигантские шаги в понимании игры, в мышлении, в технике и круто играет в полузащите. Именно там мечтает играть и именно там приносит больше пользы команде: продолжая пользоваться навыками защитника давит, отбирает и перехватывает, но и забивает и отдает, причем много. НО если важный матч с командой с сильными форвардами – Миша в защите с формулировкой «ты надежный», «ты самый сильный» - это приятно, но в защите! …. а не там где он раскрывается, где он просто «летает». Миха и в защите играет, бьется, все как нужно, но в полузащите просто «состояние потока». Тренеры страхуются, идут «от печки», но это влияет на развитие игрока.

Хуже всего, когда подобные ярлыки мы, ну или дети, вешают на себя сами. Соотносят себя не с теми, видят, что кому-то уступают и решают, что они «медленные», «не техничные» и так далее. Или ведутся на то, что говорят другие – это ошибка, которая может сильно повлиять на развитие и прогресс ребенка. В этот момент ему нужна помощь и роль родителей очень важна. Ярлык – лишь повод задуматься и что-то взвесить, лишь обозначенная область работы над собой, направление развития. Я готов поддерживать, объяснять, что если он хочет мы сделаем такой же уровень или разовьем что-то другое и воплощать эти планы в жизнь я готов столько раз, сколько будет нужно. Это моя роль как родителя - моя ответственность.

Слежу не только за своими двумя футболистами, вижу вмести с ними всех их партнеров – сотни детей. Я тоже навешиваю, а потом неохотно снимаю или меняю на новые.
Думаю, что лучше понимать, что висит на тебе – как тебя видят партнеры и тренеры, понимать, что от тебя ждут. Не стоит зависеть от мнения других, но стоит его знать и по возможности извлекать из этого знания пользу.

Справедливо сказать, что ярлыки могут быть и полезны. Могут быть отрицательными, обличающими проблему, но могут быть и положительными. Из разряда «я пол жизни работаю на имя, а затем имя работает на меня».
Тот же Арсений в прошлом году был наречен тренером «Малка Машина» и этот конкретный тренер на него рассчитывал, ждал от него соответствующей работы на своей позиции. Тренер ждал и Арс выдавал.
Миша – «Железен човек» - быстрый, жесткий и неугомонный, часто этот ярлык играет в его пользу, играет за него, даже когда он еще только вкатывается в игру или даже если не совсем в итоге вкатывается, что очень редко, но еще бывает, все-таки дети.

***

При всем при этом стоит признать, что большая часть ярлыков, как и большая часть в каждом конкретном ярлыке – это то что было в какой-то момент справедливо, но главное то, в чем мы участвуем сами, мы сами даем для этого основание.
Лучше формировать позитивные «метки» и потом «тянуться» и соответствовать им, чем негативные и потом бороться и страдать от них. Мысль очевидная, но мы далеко не всегда ей следуем. Стоит помнить об этом, особенно, когда попадаем в новые коллективы/команды. Стоит донести это до ребенка. 

Удачи!
Отблагодарить автора

Комментариев нет:

Отправить комментарий

UA-104963231-1