суббота, 15 октября 2016 г.

Основные факторы и принципы организации тренировок юных футболистов (по семинару РФС)

Ранее определены проблемы и основные направления их решения. Теперь к конкретным шагам и принципам организации дополнительных индивидуальных тренировок юных футболистов.
Во-первых, фундаментом развития должна выступать техника передвижения. Техника движения в футболе отличается от любого другого спорта, это понятно. Бега много, но это не легкоатлетический бег, поскольку в футболе происходит постоянная смена направлений движения и противодействие, единоборства. Много приставного, скрещенного и бега спиной. Вступая в единоборства, футболисты занимают устойчивое положение, обеспечиваемое широкой постановкой ног и понижением относительного центра тяжести (ОЦТ).
При этом необходимо находиться в положении готовности к началу движения в любом направлении, что обеспечивается переносом ОЦТ с пяток на носки. В таком положении футболисты вступают в отбор, удерживают мяч и так далее. При этом важен широкий шаг для скорости движения. Почему нужно начать с этого? Например, если мы научились контролировать мяч, используя неверную технику передвижения, то в дальнейшем перестраивая технику передвижения, можем столкнуться с тем, что привычная ранее техника работы с мячом нарушится. Можно найти примеры больших игроков с проблемами в технике передвижения, но это исключения и данные проблемы отражаются на игре и развитии таких игроков. Например, нам может помочь Алекс Фергюсон, указывающий на бег от колена, а не от бедра у Джордана Хендерсона и его травмами с этим связанным, а так же на недостаточно широкий шаг у Эшли Янга. Итак, идея в том, чтобы сначала построить технику передвижения, потом на нее «накладывать» технику работы с мячом.

Во-вторых, есть смысл тренировать все направления футбольного мастерства. Одновременно, но не в рамках одной тренировки конечно, а в рамках отдельного периода, цикла. Не нужно откладывать ни одно из направлений – технику, тактику, физические и психические качества. Отставание любой группы приводит к снижению потенциала и эффективности других групп. Кроме того, откладывать что-то с целью «подтянуть» потом может привести к изменению остальных групп, не факт что в лучшую сторону. Как в случае с техникой движения, описанной выше.
Например, мы занимаемся физическими качествами, быстротой и координацией. При этом в текущий момент осваиваем какой-либо прием ведения мяча, финт. Развитая координация позволит нам освоить новое движение быстрее, значит быстрее применить в игре и быстрее перейти к освоению следующего приема … то есть в итоге освоить больше. Это одно сторона, теперь другая: понимание тактики, даже в конкретном, частном случае, поможет нам использовать освоенный прием эффективнее и обоснованно. Не избежать нам слова «синергия» в описании пользы от сбалансированного и одновременного развития различных направлений футбольного мастерства.

В-третьих, в процессе развития среди физических качеств важное значение имеет координация. Это своеобразный мультипликатор как для других физических качеств – силы и скорости, так и для освоения техники передвижения и техники владения мячом. Чем выше координация, тем быстрее освоение новых движений, тем меньше затрат энергии на работу и так далее. Целые тренировки на развитие координации или отдельные упражнения могут выполняться без нарушения основного тренировочного цикла, так как не требуют много сил. Напряжение и концентрация, конечно, присутствуют, но эта работа отличается от скоростно-силовой тренировки или игр. Здесь есть сходство с развитием гибкости. Достаточно много упражнений или заданий на развитие координации можно выполнять в домашних условиях.

Четвертое – это принцип построения дополнительных тренировок. Направление тренировки определяется тем, что мы хотим получить в игре, соответственно отталкиваемся от того что имеем сейчас. Если игра показывает какой-то пробел – его исправлению и посвящаем время, либо игра предоставляет какие-то возможности – тренируем то что требуется для их использования. То есть тренируем ровно то, что используем или будем использовать в игре уже сейчас, в ближайших матчах. Например, игра на позиции крайнего правого защитника предполагала ввод мяча из аута, посвятили этому время и получили значительный прогресс, такой что часто и на другой фланг бегают сбрасывать. На это же позиции возникали возможности для ударов из зоны между линиями – тренировали удар в движении именно с этой зоны (граница третьей и четвертой – справа). После тренировки пошли оттуда голы и на одном из турниров забил больше всех в команде.

Пятая мысль заключается в том, что отведенного стандартными программами времени на тренировки катастрофически не хватает для полноценного сбалансированного развития. Для обеспечения прогресса требуется больше времени на тренировки. Необходимо, исходя из рамок заданных недельным тренировочным циклом с одной стороны и возможностями и потребностями игрока – с другой стороны, заниматься индивидуальным развитием. Поле (направления) возможных тренировок так обширно, что можно выбрать из того что желательно развивать Вашему конкретному футболисту то, что Вы имеете возможность делать, при этом не дублируя тренировки в секции/академии.

Последнее по списку, но не по значению, по значению даже главное: тренер готовит команду, а футболиста в основном готовит сам футболист. Футболист должен быть готов: к конкретной игре в конце текущей недели, к соревнованиям в конце года или к карьере – это его дело. Он должен готовить себя, он должен готовиться. Применительно к детям, подготовка юных футболистов это тоже во многом их самостоятельная работа, но мы – родители, можем активно помочь им провести такую работу правильно и интересно. Я стремлюсь помочь ребенку развиваться и использовать свои навыки и способности в игре. Именно в игре он получает опыт, учится думать и применять все освоенное в плане техники и тактики, использовать свою физическую готовность. Именно во время игр он соревнуется и растет. Если есть способ содействия в устремлениях ребенка – приемы, методы, тренировки – я этот способ использую. Если он попадет в состав, потому что будет самым выносливым, то мы сделаем так, чтобы он был самым выносливым … и так далее. Если он может быть готов – он будет готов.

***
Во время семинара А.Лексаков сетовал на отсутствие желания у некоторых тренеров самостоятельно развиваться. Думаю это ожидаемо, потому что характерно для людей в любой сфере. Но даже в такой ситуации, у такого тренера решающим в развитии юного футболиста будет его личное желание развиваться. Там же была приведена фраза: «Когда НЕЖЕЛАНИЕ – есть 1000 причин, когда ЖЕЛАНИЕ – есть 1000 возможностей».

Говоря о семинаре, я не напрасно потратил время, а подход к подготовке юного игрока обрел еще более четкие очертания. Возможности есть!

Отблагодарить автора

Комментариев нет:

Отправить комментарий

UA-104963231-1