воскресенье, 9 октября 2016 г.

Текущие тенденции и проблемы в подготовке юных футболистов (по семинару РФС)

Осилил семинар организованный РФС для тренеров в регионах. Можно найти по запросу: «Республиканский семинар тренеров юношеских команд по футболу» – выложено пользователем ДЮСШ-7 г. Петрозаводск.
Главным лектором выступал Андрей Лексаков – ключевой человек в сфере подготовки тренеров всех уровней в России. Вообще должностей и статусов у него много: Руководитель Центра подготовки специалистов в сфере футбола РФС, технический директор Российского футбольного союза, председатель комиссии РФС по лицензированию футбольных клубов, директор Высшей школы тренеров, Академии тренерского мастерства.
Немало интересного и далеко не только общие моменты и жалобы. Есть конкретные проблемы, ситуации и рекомендации. Основным что для себя почерпнул, поделюсь.

Общая идея такова: есть проблема в подготовке футболистов для профессиональных команд и для сборной, необходимо с учетом мировых тенденций вносить изменения в тренировочный процесс и методы подготовки юных футболистов. Выходом может стать индивидуализация подготовки и ее разноплановость, комплексность.

Тенденции и проблемы:
1. В секциях и академиях тренируют взаимодействия и действия в команде иначе говоря тренируют команду, а не футболиста.
При этом цель секций и академий – подготовить футболиста(ов) для профессиональной команды. Из-за этого противоречия есть проблемы в тренировочном процессе. Если мы хотим подготовить (или воспитать) футболиста, то должны акцент делать на его подготовке, персональной.

2. Нет дифференциации в тренировочном процессе – все дети разные, а подход на тренировке в общем одинаковый. Совершенно разные входные условия у каждого ребенка, но одинаковые задания. Естественно усвоение идет по разному, польза и результаты от тренировок индивидуально различны.

3. В тренировочном процессе в секциях и академиях отмечают просто элементарно низкий уровень организации. Есть ошибки в целях, смещение целей, спутанные инструменты и методы. Тренировки иногда «просто потренируемся»: тренер дает «какие-то» упражнения «для чего-то». Размыто дают и нецеленаправленно, и в итоге размытый результат и не достигнута цель.

4. В мире спорта вообще и в футболе в частности отмечается рост атлетизма. Даже юные спортсмены становятся более развитыми физически. Это ключевая стабильная тенденция. Сильнее, мощнее, быстрее, выносливее, более скоординированы. Не уделять внимания развитию физических качеств – значит отставать уже на старте. Отставать от лидеров, потому что отстаешь от требований.

5. Техника закладывается с начала, с самого раннего возраста. При этом скоростью, силой и выносливостью занимаются активно с 14 лет. НО беда в том, что если ребенок не умеет бегать к 14-ти годам, он начинает переучиваться и вся его техника сыпется, потому что он привык в своем стиле движения. Привык до автоматизма. Бегут криво и неверно, например, размахивая руками, это лимитирующие для скорости факторы – изменить бег не проблема, но тогда проблема со всем остальным возникает. На тех же семинарах и лекциях говорится о том, что если ребенок не научится бегать до 12 лет правильно, то есть по-футбольному, то уже и не научится. Противоречиво и информация и этапы подготовки.

6. Нехватка тренировочного времени. Важно развивать все футбольные направления – технику, тактику, физические и психические качества, а сейчас выделяют еще и футбольную теорию. Пропуск любого направления – это отставание от современных требований, от ведущих лиг, команд, игроков уже на старте, сразу в самом начале работы. Но тренировочная неделя ограничена тремя-четырьмя тренировками и одним матчем. Вписать все направления, тем более если занимается один тренер на двадцать или около того человек, это просто невозможно. Нужно либо увеличивать количество тренировок, либо уповать, что часть работы юные футболисты проведут сами. (Примерно об этом есть известная и уже давняя фраза Йохана Кройфа: «Не знаю человека, который стал бы футболистом, тренируясь три раза в неделю» - но воз и ныне там.)

Направления решения:
1. Все больше внимания уделяют методам тренировки физических качеств из других видов спорта.
Пример на семинаре был из волейбола: выпрыгивания, на которые способны большинство волейболистов, в футболе доступны только самым-самым топ-игрокам. Нельзя сказать, что это новость, известно, что многие профессиональные футболисты дополнительно занимались еще каким-либо спортом. Важно, чтобы в дополнительном спорте не было ранней специализации – специализацией мы занимаемся «у себя» на футболе, а дополнительный спорт должен активно развивать какое-либо из физических качеств. В школе Аякса до 12-ти лет дети обязательно занимаются спортивной гимнастикой (акробатикой) и дзюдо. Как второй спорт подходят плавание, легкая атлетика, акробатика, единоборства, спортивные танцы.

2. Индивидуализация тренировок. Сейчас ее нет, но это как выход, на нее рассчитывают. Уменьшение количества детей в группах, рост количества тренеров в группах, соответственно уменьшения количества детей, приходящихся на одного тренера. В разных странах и отдельно академиях, используют разные способы индивидуализации тренировочного процесса. Например, в Сербии малые группы и активные занятия над техникой и физикой игроков, но с большой группой тренеров. Без внимания не остается никто, интенсивность высокая. Это обусловлено целью их академий: игрока вырастить и продать. Полагаю, что близкие цели имеют и отдельные семьи: создать условия и подготовить игрока к профессиональной карьере.

3. Идея «проекта развития игрока». Тоже новый шаг и вариант выхода. Изначально исходить из индивидуальности юного футболиста. Учитываются особенности, и по этапам выстраивается развитие игрока. Думаю, что и здесь может быть некий поточный подход, но хоть с какими-то вариантами. Например, взять координацию: явно у детей это качество развито по-разному, при этом оно играет ключевую роль в освоении футбольной техники. Для игрока с менее развитой координацией (или группы игроков) должны подбираться соответствующие упражнения.

***
Это то, что выделено из основного. С этой информацией точно можно лучше выстроить индивидуальный тренировочный процесс. На мой взгляд, и «проект развития» и индивидуализация и использование опыта других видов спорта – это те приемы, которые могут сделать развитие игрока более качественным. 
Ключевой момент: внедрение всех новшеств на уровне страны это сложный процесс. Реформирования требуют очень много аспектов огромных структур – местного футбольного союза, системы подготовки тренеров, методических аспектов, региональной системы, системы контроля, системы соревнований и так далее – это огромная структура. Гигантская. Требуется время все спланировать и подготовить. Много времени прежде чем система встанет на новый курс, после чего потребуется еще немало времени для того, чтобы увидеть результат этих перемен – роста количества подготовленных футболистов. Существует огромный лаг – разрыв времени между началом реформ и получением результата. 
Но вот что круто: в случае индивидуальной работы лаг меньше. По большому счету можно сказать что его почти нет. Семья это маленькая структура и все можно реализовать сразу. Сегодня поняли, решили, спланировали – уже завтра реализуете. Если действуете - результат будет и будет очень скоро. В случае если Вы лично заинтересованы в росте вашего конкретного футболиста, Вы создаете «проект развития», определяете приоритетные направления и приступаете к работе, не мешая естественно работе тренера в секции или академии. 

Именно эта идея мотивирует меня лично. Проблемы, рассмотренные на семинаре, касаются в основном российского футбола, но я могу подтвердить, что в болгарском дела не лучше. Ждать, пока будут реализованы все перемены мы не можем: пока все пройдет и будет настроено, наше время безвозвратно уйдет, мы просто не застанем «новую» систему подготовки футболистов. Но мы можем действовать уже сейчас и действуем.

***
В ходе семинара были озвучены не только общие тенденции, но и очень конкретные темы и вопросы, даны рекомендации, которые обобщу в следующем посте

Отблагодарить автора

Комментариев нет:

Отправить комментарий

UA-104963231-1