воскресенье, 14 октября 2018 г.

Футбол меняется: интересные тенденции

Снова про перемены, но не про наши, конкретные в индивидуальной работе и в Лудогорце, а про глобальные. Все меняется – это данность, которая относится и к футболу. Наиболее понятна и легко прослеживается эволюция тактики. Футбольная статистика, для которой сейчас, возможно «золотое время», помогает понять и некоторые другие тенденции этих перемен. На картинке одна из таких тенденций. 

Картинка с хорошего паблика о тактике – Контрпресс
Данные по пробегу на максимальной (выше 7 м/с) и субмаксималньой (от 5,5 до 7 м/с) скорости в ТОП-5 лигах за 7 сезонов с 2006-07 по 2012-13 по разным позициям. Нельзя сказать, что они очень свежие, но можно предполагать продолжение тренда и рост расстояний, покрываемых на высоких скоростях. Тенденция очевидна, она ожидаема, данные подтверждают устоявшийся тренд о повышении интенсивности игры. 

Тут важна интерпретация и то, на что и как эта информация должна влиять. Значительное увеличение количества (фигурирует цифра на 50% за последние 5 лет) и интенсивности (соответственно на 35%) рывков приводит к повышению требований к физическим качествам современного футболиста – это очевидно, это на поверхности. Что глубже? Больше быстрого движения – означает меньше времени на действия с мячом и меньше времени на принятие решений, так же это означает более частую смену игровых ситуаций, положений соперников и партнеров и повышения требований к концентрации. То есть вместе с ростом требований к физическим данным растут требования к технике (быстрая работа с мячом), к тактике (понимание динамики ситуаций) и к психике (концентрация, внимание). Все происходит быстрее.

Теперь еще глубже: должно ли это отразится на тренировочном процессе в детско-юношеском футболе? Должно ли это отразиться на селекции в детско-юношеском футболе? Как эта информация должна повлиять на смещение акцентов в тренировочном процессе?
Если никак – то продолжится подготовка футболистов для прошлого столетия. Если как-то должна, то как конкретно?

Нужно понимать, что сегодня готовят игроков, которые будут играть через 8-12 лет. Предполагая сохранение, пусть даже с некоторым замедлением, той тенденции, о которой шла речь выше, требования будут только расти. В условиях нехватки времени, отводимого на тренировки, снижения здоровья занимающихся и их специфического внимания, где найти ресурсы, чтобы не просто сохранять динамику и эффективность занятий, но еще и увеличить ее?

Мы можем 1) тренироваться больше. 2) тренироваться эффективнее, с большей пользой и 3) тренироваться и больше и эффективнее. В больших академиях, где все подчинено главной цели – развитию юных футболистов, и есть возможность организации учебного (в смысле в общеобразовательной школе) процесса в угоду этой цели, можно рассчитывать на все 3 варианта. В обычных же школах и секциях доступен только вариант 2) – тренироваться эффективнее.

Видится, что система подготовки тренеров и игроков не поспевает за динамикой спорта. Это похоже на традиционную систему образования, которая не успевает за меняющимся миром, и специалисты из далекого прошлого готовят специалистов для прошлого, при том делается все это очень не быстро. Я не говорю, что так во всем, во всех ситуациях - нет, но так все чаще: разрыв растет, и в образовании, и в спорте.

Вопросы, которые выше – очень важные, некоторые из них риторические, некоторые конкретные, их не я задаю, а время и ситуация. Ответы искать трудно, быстро меняться тоже трудно. Продолжать говорить о том, что самое важное чтобы детям нравилось и что главное техника – намного проще. Детям, безусловно должно быть интересно и лучше чтобы нравилось, тут 100%. Техника важна, необходима – тут тоже 100% верно. Только это колоссальное упрощение ситуации. Размыв, без конкретики. Техника с точки зрения организации - самое простое. Техника не панацея, это лишь одно из 4-х необходимых направлений развития. Совсем нет смысла противопоставлять технику и тактику, или технику и физику, предлагая зачем-то обязательно делать выбор в пользу чего-то. Нужно все, нет игроков преуспевающих только за счет чего-то одного, практических нет топовых игроков, преуспевающих за счет двух из трех этих факторов. Это еще и психику нужно все время развивать – характер, уверенность.

По-прежнему думаю, что один из главных ресурсов – это родители и сами юные футболисты. Перенос части простых и доступных для них задач на самостоятельную работу может повысить отдачу от тренировочного процесса. Научить учиться, научить тренироваться – это тоже потребует времени, но в результате повысит эффективность общей работы. Еще и селекцию упростит – покажет, кто действительно заинтересован.

Учитывать тенденции важно всем: тренерам, администраторам, родителям и самим футболистам. Важно понимать к чему готовим/готовимся, плохо сразу быть в отстающих.
Не могу (думаю и никто не может) сказать за все школы, секции, академии, могу сказать за те, что видел, о чем читал в статьях или во все более многочисленных сообщениях подписчиков, зрителей или приятелей: новые требования и новые возможности учитываются неспешно. Это мягко, но это тоже можно назвать тенденцией. Игнорировать перемены непродуктивно.

***

И еще чуть про перемены, но на другом уровне. Описывал ориентиры в селекции Лудогорца, описывал тренировочный процесс, описывал возникающие (буквально в прошлый раз) странные решения – не со всем был согласен, были вопросы. Вопросы возникли и на другом уровне: правление освободило от должности директора академии, спортивного директора клуба, а вслед за ним и главного тренера. У клуба 7 чемпионств за 7 лет в истории высшей лиги, сейчас нет никаких провальных результатов, есть успехи в академических возрастах, но нет воспитанников готовых играть в основе, нет согласованности в селекции первой команды и подводе воспитанников. Были озвучены две важнейшие цели стратегии: успешная игра в еврокубках (относительно конечно – вход из группы ЛЧ, плей-офф) и воспитанники в первой команде. Несмотря на стабильную ситуацию на внутренней арене, цели не достигнуты, потому такие вот перемены на высшем уровне. Это все может быть знаком, что руководство/владельцы заинтересованы в развитии, будем думать, что есть шанс на перемены к лучшему, которые коснутся и нас.

Нужно учитывать тенденции, нужно меняться.

2 комментария:

  1. Доброго времени суток Евгений! как всегда благодарны вам за ваши публикации, за ваши видео и ваши тексты! Читаем смотрим и некоторое применяем на практике! Хотел бы вас попросить затронуть очень важную на мой взгляд тему в воспитании юных футболистов. как неуверенность в себе! самая распространенная и больная тема, на тренировках супер игрок тренер хвалит игрока на товарищеских дыр-дыр тоже хорош, а вот как только турнир, выходит как будто совсем другой человек, скованный не решительный неуклюжий и так далее. Возможно в вашей академии есть какие то подходы к этой проблеме, может работают с такими ребятами спортивные психологи, или тренера как то особо с ними работают, отдельные установки или еще что. И надо ли обращаться в таком случае к детским психологам или для этой уверенности нужно время ребенку, может больше игровой практики, я уже думал может нужно пробывать подключать к старшим в команду для начала просто что бы сидел на лавочке и ждал свой выход настраивая себя на игру но не выпускать пока не увидим в глазах желание и рвение выйти помочь команде, или выпускать минут на 5-10 в конце игры! вообщим если у вас есть какие то методики по этой теме думаю многим будте интересно! за ранее благодарен!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Приветствую. Психология - всегда индивидуальный момент, но некоторые общие приемы и подходы к формированию уверенности есть. "Затронем", рассмотрим подробнее в ближайшее время.

      Удалить

UA-104963231-1