среда, 8 февраля 2017 г.

С чего начать?

Футбол – это очень большое количество направлений и возможных вариантов занятий. Стандартно предполагается развитие технических, физических, психологических и тактических качеств. Кроме того, можно добавить теоретическую подготовку, питание и восстановление. Это основные векторы, внутри которых есть еще множество направлений. Разобраться с любым из них и организовать индивидуальную работу с Вашим конкретным юным футболистом будет полезно.


Начать стоит с того, что ближе для понимания или того, что интереснее Вам или ребенку. Даже если Ваша профессия не связана с футболом или спортом, вероятно, ваше понимание и футбола в целом и уровень отдельных направлений развития выше, чем у ребенка. А значит можно поделиться - помочь.
Первый шаг поможет сделать и сам футболист – «В чем хочешь прибавить? Чему научиться?».
Если Вы посещаете тренировки, то можно увидеть «слабые» места и заняться ими.

На всех этапах футбольного воспитания индивидуальная работа предполагается в обязательном порядке. Чем дальше, тем такой работы больше и к 16-18 годам ее должно быть не менее 30%. Но, есть обязательная часть индивидуальных тренировок, а есть, скажем так, «произвольная». Последняя может быть объемнее и включать самые разнообразные направления тренировок и вообще создание среды футбольного развития в целом.
Дополнительные и индивидуальные тренировки могут быть организованы самостоятельно, либо с помощью специалистов различных направлений. Тут зависит не только от потребностей, но и от возможностей: есть ли доступные специалисты, стоимость их услуг и так далее. Например, можно заниматься дополнительным спортом. На начальном этапе обучения легкая атлетика в направлении «спринтерский бег и прыжки», акробатика или единоборства будут полезны для физического развития.

С самостоятельными занятиями несколько проще. Лишь некоторые направления в плане индивидуальной работы требуют специальных знаний, которые являются далеко не государственной тайной и доступны для всех желающих. Специальный инвентарь если есть – хорошо, но и без него можно сделать много, либо использовать доступные (по финансам и организации) приспособления. Из обязательного можно назвать только мяч, естественного спутника футболиста.

Еще один вариант для выбора начального направления – годовая программа по которой занимаются в секции. Причем буквально требовать или просить программу у тренера не обязательно. Глядя на тренировки в секции можно заняться тем, что дети осваивают в рамках программы в текущий момент. Так же можно найти в учебниках/методичках/программах то, что полагается для возраста Вашего юного спортсмена и помочь ему в освоении этих навыков. Нет точной цифры сколько раз надо повторить технический прием, для его освоения. Это обусловлено не только индивидуальными различиями, хотя они определяющие. Нет еще и единства в педагогических взглядах, но часто упоминаемыми являются 30-50 повторений приема в рамках одного занятия и 300 повторений всего для освоения приема. Это примерные показатели и важно, что это «правильные» повторения. Не нужно воспринимать цифры буквально, но исходя из такого количества, нужно признать, что в рамках футбольной тренировки не часто удается добраться до таких показателей. Например, удары могут не «доползти» и до 10 раз за занятие. И это не вина тренера – 25 человек не могут быть одновременно, а последовательное нанесение 50 ударов каждым займет всю тренировку. Проблема в ограничении времени и родители могут помочь в ее решении.

Либо другой пример: есть примерное время (период, возраст) освоение навыков, начальных базовых. Но ребенок может отстать и это отразится на его уровне и тренировках в дальнейшем. Так на этапе начальной подготовки главной задачей является ознакомление начинающих футболистов с основным техническими приемами. Обучение на данном этапе начинают с изучения техники передвижения: основных приемов бега, остановок, поворотов и прыжков. Если мы видим, что ребенок в 9-10 лет не выполняет остановки, повороты и так далее, правильно, то стоит «догнать» этот аспект. Техника движения это фундамент, но в его закладке либо много ошибок, либо просто не уделяется достаточно внимания. Пожалуйста, направление работы.

В организации дополнительных тренировок есть важный момент – «не перегрузить». Здравый смысл избавит от львиной доли возможных ошибок. Наше «не перегрузить» основывается на следующих посылках (можно добавить и своих правил):
  • мышцы и связки должны отдыхать хотя бы день после тренировки, но в это день отдыха для одних, можно работать с другими; 
  • в любое время вписываются тренировки тактики или работа над контролем мяча (чеканка, остановка); не очень утомительны тренировки на развитие координации; 
  • в силовых тренировках мы избегаем осевых нагрузок на позвоночник, по минимуму используем отягощения, стремясь работать со своим весом; 
  • в тренировках связанных со скоростью и выносливостью следим за общим состоянием и пульсом; 
  • тренировки на развитие гибкости стремимся проводить вечером в дни футбольных или силовых тренировок;
  • обязательно на неделе есть пустой день – день, когда нет плановой тяжелой работы, но можно при желании поработать с мячом или потянуться (что почти всегда и делается);
  • следим за питанием – подготовка к каждой тренировки начинается с приема пищи, не подготовился в плане энергии – не получишь хорошую тренировку, и заканчивается опять же приемом пищи – важно восстановиться и расти; 
  • в плане эмоционального перегруза стремимся разбирать тренировки и игры не сразу после события, а спустя время, тогда и ребёнок отдохнувший и эмоции не так мешают. 
Как пример, разберем выбор направления. Тактические советы или небольшие разборы с детьми осуществлять можно с любого возраста, не нужно думать, что этим вопросам придет время позже. Но это не совсем в чистом виде тренировки. Тренировки это техника и физика. Как правило, технику отдают на откуп профессионалу – то есть тренеру в секции, а вот физикой можно заняться дополнительно. Выделяют пять физических качеств, сила, гибкость, координация, скорость и выносливость. В разное время, так или иначе, в футбольной секции развивают четыре из пяти данных направлений. Меньше всего внимания уделяется гибкости. И это не потому, что она наименее значима, а потому что приходится распределять время тренировки эффективно. Тренеру (или методистам составляющим программу) приходится оценивать соотношение «развитие навыка/потраченное время» и в случае с гибкостью это соотношение сильно не в ее пользу. Для развития у ребенка гибкости требуется много (в сравнении с другими качествами) времени, да еще и ее проявления не так очевидны … в итоге предполагается, что развитие гибкости – удел саморазвития футболиста. Плюсы гибкости мы раскрывали – качество, однозначно, нужное. Инвентаря особенного не требуется. Разобраться в статической и динамической растяжке и вперед. Вот и есть одно из направлений, которое точно положительно скажется на уровне физического развития и уверенности футболиста. (Раскрыли особенности организации растяжки тут и снимем видео того, как тянутся Арсений и Миха).

И у нас в блоге, и на просторах сети есть различные варианты и способы организации самостоятельных индивидуальных тренировок. Можно ознакомиться, вникнуть и действовать.
В заключение, как примеры приведу несколько конкретных вариантов начала:
1) Самый простой в тренировке, но один самых полезных технических приемов - остановка мяча. Ознакомиться с основами и способами обработки и тренировать. Можно в паре – отдавая передачи друг другу с разной силой, высотой, под разную ногу и останавливая разными способами. А можно одному: пинаем в стену и останавливаем, аналогично пинаем вверх и останавливаем;
2) Найдите, например, книгу Дэна Бланка "IQ в футболе", читайте и разбирайте вместе по 1 главе в день. Это маленькие ситуации – базовые законы/правила/принципы. Отнимет немного времени, но положительно повлияет на развитие футбольных знаний;
3) Предложите ребенку почитать «футбольную» литературу: доступно много биографий как современных, так и закончивших футболистов и тренеров; есть футбольные рассказы – это поможет увлечь и что-то подметить. «Лидерство» и «Моя Автобиография» Фергюсона, «Я - Златан», автобиографии Суареса, Агуэро, Дрогба, Фердинанда или биографии – Месси или Роналду. Словом, что-то об их кумирах или тех, на кого они смотрят и ровняются;
4) Организуйте тренировки на развитие гибкости;
5) Обратите внимание на питание – проще всего с белками и добавками (витамины, ОМЕГА-3);
6) Давайте ребенку задания связанные с развитие координации – ласточки, балансы, перекидывание мяча на одной ноге и так далее;
7) Соорудите дома футбольную лесенку и улучшайте скорость за счет тренировок частоты (темпа) движений ног (у нас так было);
8) Разберите игру головой: правильное движение, место касания, отработайте на маленьких или мягких мячах (так мы сделали) – доступно дома.
....

Как видите направлений, вариантов и возможностей множество. Немного энтузиазма и вперед. Тренируйтесь и развивайтесь. Помощь ребенку это еще и общение с ним, укрепление связей, отношения - это здорово. 
Удачи!

Отблагодарить автора

5 комментариев:

  1. Этот комментарий был удален автором.

    ОтветитьУдалить
  2. Сохранил в закладки. Все по полочкам, спасибо!

    ОтветитьУдалить
  3. Как вы следите за пульсом, каким держать и т. д. Проинформируйте подробнее, как вы это делаете, пожалуйста.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. При выполнении наиболее интенсивных упражнений нагрузки могут быть выше, чем ребенок готов безболезненно переносить. Наиболее часто максимальную частоту (ЧП (макс.)) вычисляют по формуле Хаскеля-Фокса: ЧП (макс.) = 220 — возраст. Общепринято, что для детей предел 200, но как максимум на тренировках принимают 190, мы страхуемся и ориентируемся на 180 (за все время тренировок, самый высокий был 172 - на частых рывках).
      Для контроля ЧСС используем самый простой пульсометр из Декатлона (к сожалению это не реклама :), а просто факт. Фото нашего есть в посте про скорость). Можно делать и обычные, то есть рукой/пальцами, замеры по пульсу на запястье или на шее на 10-ти или 15-ти секундном отрезке и доумножая до минуты получать показатель ЧСС в минуту.
      Если вышло так, что в процессе выполнения пульс подходит к максимуму, то стоит увеличить время отдыха/уменьшить время под нагрузкой. Нет цели «загнаться», есть цель укрепить здоровье, ей и следуем.
      Мы следим за пульсом, когда тренируем скорость. Пример упражнений, когда еще за пульсом стоит следить – это игра 1х1 в течение минуты или забеги с небольшим промежутком отдыха, такие как 15/15 и другие подобные.

      Вообще пульс у детей можно замерять и в состоянии покоя (по утрам), чтобы следить за состоянием/утомления, нормой и так далее. Гуглится, по теме много информации - большие статьи за рамками ответа.

      Удалить

UA-104963231-1