среда, 21 февраля 2018 г.

Проблема низкой активности детей за пределами футбольных тренировок

Большинство последних изданий, посвященных развитию футбола и/или организации тренировочного процесса в детско-юношеском футболе содержат список проблем, с которыми на сегодня сталкивается система подготовки футболистов. Например, в книге «Подготовка футболистов в ведущих клубах Европы: монография» (В. Губа, А. Стула, К. Кромке, 2017) рассматривается два вида проблем, объективныене зависящие от академии и тренерского состава и субъективные которые можно решить силами академий. К объективным проблемам, в частности, относятся следующие:
  • сократилось общее количество детей, желающих заниматься футболом и приходящих на отбор в академии (школы); 
  • увеличилось в разы количество детей, имеющих медицинские противопоказания и не соответствующих критериям отбора для приема в футбольную школу; 
  • дети приходят с лишним весом, имеют проблемы со зрением, плохо координированы и малоподвижны. 
Рассматриваются и причины возникновения этих проблем, среди которых наиболее весомыми являются малоподвижный образ жизни и чрезмерное использование электронных устройств. Думаю, что примерно те же самые проблемы и причины, прежде всего в части особенностей жизни, распорядка и активности современных детей и подростков, характерны для любого другого спорта. Подобные списки или указания на проблемы можно встретить и в других источниках, приведу их в конце.

Сосредоточимся, далее один сложный, но важный абзац! =)
На мой взгляд, отнесение данных проблем к объективным, то есть не зависящим от футбольной школы, не совсем верно или требует оговорок. Возникновение проблем не зависит, но развитие и решение ситуации зависит и от тренеров. Уверен в необходимости и полезности работы академий и тренеров не только с детьми в рамках тренировки, но и с родителями, которые имеют реальные возможности решения перечисленных выше проблем. Проведение такой работы, хоть и опосредовано, но позволит продвинуться в решение проблем. Такое влияние на проблемы превратит их если не в субъективные, то хотя бы в «смешанные». Такие, вроде бы, незначительные моменты в формулировках закладывают активное или пассивное отношение к ситуации, и имеют огромное влияние. Иногда из-за пассивного отношения, изначально не предполагается никаких действий или усилий. Давайте займем активную (деятельную) позицию и перейдем к теме.

Рассмотрим, что могут сделать родители, как помочь своему ребенку и принять, тем самым, участие в решение общих для детского футбола проблем.

Если дети приходят в секцию с ограничениями или не очень подготовленными, то можно предполагать, что как раз в процессе занятий спортом они укрепят здоровье и станут более координированными и подвижными. Это логично и почти соответствует действительности. Почти, потому что есть другая сторона: в части здоровья - проблемы могут усугубиться, в части освоения футбольных навыков – лучше подготовленные и координированные быстрее осваивают новые движения и добиваются большего прогресса, их шансы выше. И это тоже логично, но уже не так очевидно. Чтобы лучше понять эту сторону процесса, придется ввести несколько терминов, но это разовая акция, экзамена на их знание не будет, ничего страшного.

Начнем с выносливости футболистов, под которой понимают способность выполнять игровую деятельность без снижения ее эффективности на протяжении всего матча.
Выносливость определяется широким диапазоном биохимических реакций, происходящих в организме спортсмена: аэробных (общая выносливость, с участием кислорода, пульс 130-150) аэробно-анаэробных (смешанная выносливость, пульс 150-180) и анаэробных (скоростная выносливость, без участия кислорода, пульс выше 180).

Смешанная выносливость футболистов определяется их способностью выполнять двигательную и игровую деятельность длительное время в умеренном режиме, либо кратковременную деятельность с максимальной интенсивностью, а так же быстро переключаться с одного вида работы на другой.Важно понимать, что футбольный матч проходит в области смешанной нагрузки и именно в соответствии с этим фактом организуется большинство тренировочных занятий. То есть предполагается, что основная часть тренировки пройдет в смешанной зоне.

При недостаточной готовности пульс будет у верхней границы смешанной зоны или зайдет в следующую - анаэробную зону. Ребенок который готов хуже, будет либо не успевать за остальными (плохо), либо компенсировать свою неготовность дополнительными, в сравнении с подготовленными детьми, усилиями (тоже плохо). Для неподготовленного ребенка такая продолжительная нагрузка может оказаться слишком высокой.
Такая ситуация - последствия проблемы организации времени и активности современных детей и подростков. Детский организм отзывчив к разного рода нагрузкам, и подстраивается укреплением и ростом, но тогда, когда нагрузки есть. Если же их нет, то и «спрашивать» с организма нужно соответственно.

Еще в относительно недавнем прошлом проведение свободного времени детей предполагала большую активность детей, в сравнении с тем, как это происходит сейчас. Отрицательная сторона различных электронных устройств – огромное количество игр, двигательная активность в которых равна нулю. При этом игры на компьютерах/приставках/телефонах очень увлекательны, легко «затягивают» и в итоге отнимают немало времени. Большинство функциональных систем организма во время таких игр находятся практически в состоянии покоя. Они не испытывают нагрузку, пусть даже и незначительную и не реагируют соответствующим ростом и укреплением.

Рост ребенка, его физическое развитие предполагает двигательную активность, это требование природы. Организм не будет развивать системы, которые не востребованы, как минимум он не будет их развивать так активно, как мог бы. Причем, очевидна важность постоянного и постепенного развития, а не редкого и предельного или запредельного, по возможностям систем организма, развития.
Смешанная выносливость «опирается» на аэробную, которую еще недавно мы развивали «во дворе», не обязательно даже за игрой в футбол, а просто в результате целодневных гуляний, возни и беготни. Большинство современных детей не имеют такой возможности и/или не имеют такого желания.

Подходы к организации тренировочного процесса сформированы достаточно давно, по стечению обстоятельств, в то время активность детей была выше. Соответственно выше была и начальная, «базовая» подготовка детей и в части выносливости и в части координации. В будущем рассмотрим вопрос координации подробнее, но пока просто задумайтесь над таким вопросом. Чьи двигательные и координационные способности будут выше: ребенка, который провел десятки или даже сотни часов за игрой в «вышибалы», уворачиваясь от мяча (или за игрой во что-то подобное) или ребенка, который такого «багажа» не имеет?

Вернемся к выносливости. Снижать тренировочные нагрузки никто не собирается, напротив, в условиях все возрастающих скоростей и интенсивности футбольных матчей речь идет скорее об их повышении. В итоге, отбор по принципу «выживает сильнейший», происходит ценой здоровья детей, либо ценой их мечты и времени - они не справляются с заложенными в тренировки требованиями. Одни из менее подготовленных адаптируются, другие нет. Какая-то из систем (опорно-двигательная, сердечно-сосудистая и т.д.) будет работать на пределе и так и не позволит соответствовать требованиям, в то время как нагрузки, которым она подвергалась, могут сказаться на ней негативно, так как были для нее слишком высокими.

И вот, ближе к концу, мы подошли к роли родителей в активности детей. Футбольная школа/тренеры не имеют возможности организовать свободное время, дополнительные занятия, игры, развитие и питание детей за рамками футбольных тренировок. Все это зона ответственности и (или?) заботы родителей.

Тут может быть два направления организационных мер: поощрительные и ограничительные. У всех свой индивидуальный режим и расписание, время на школу, «дорогу» и так далее, но в общем можно привести несколько рекомендаций, которые могут быть применены в зависимости от ситуации:
  • поощрение активности, прогулки, там где можно пешком, лучше пешком, а не на транспорте или на лифте; 
  • приоритет подвижным играм, самостоятельным, во дворе, со сверстниками или с семьей; 
  • активный семейный отдых – велопрогулки, лыжи, бассейн, батуты, ролики, петанк – то, что вам ближе; 
  • утренняя зарядка/гимнастика, не формальная, а действительная активность на 10-15 минут; 
  • создание условий для активного времяпровождения дома - шведская стенка в проходном месте квартиры творит чудеса, дартс, груша и т.д.;
  • освоение разминки для проведения в течение дня в перерывах между «сидением» за уроками или электронными устройствами – подвигали шеей, руками, ногами, наклонились, присели и отжались по 10-15 раз и вернулись к прежнему занятию; 
  • различные секции, способствующие развитию физических качеств (плавание, легкая атлетика, акробатика, танцы, самбо, дзюдо и так далее), группы здоровья - параллельно футболу или до начала занятий им; 
  • ограничение времени с «гаджетами» и играми на компьютерах или приставках, например, не более 40 минут подряд и суммарно не более 2-х часов за день и так далее - это хорошо отразится и на концентрации; 
  • проведение дней без "гаджетов";
  • в компьютерных играх приоритет подвижным, с Kinect’ом и подобными устройствами; 
  • организация домашних развивающих тренировок, на начальном уровне в части гибкости и ловкости – растяжка, ловля чего-то, прыжки/повороты, балансы – все будет полезно. 
В общем, главная идея в том, что «Движение – жизнь!» и недооценивать этот момент опасно. Добавлю, что любые меры и предложения стоит начать с объяснения детям, почему и зачем это нужно именно им. Необходимо вовлекать их в процесс, сделать соучастниками их же футбольного или общего развития.

Многие подумают или скажут, что данная проблема не относится к ним, их ребенок двигается достаточно и не испытывает проблем с активностью. Если это так – здорово! Значит у Вас больше времени для организации каких-то других аспектов развития ребенка, на которые можно активно и положительно влиять, например: питание, самоорганизация, ответственность, концентрация, дисциплина, целеустремлённость и так далее – работы много. Но нужно понимать, что проблема активности не случайно выносится на обсуждение и возглавляет списки – ее решение дает много пользы, а игнорирование может привести к плохим последствиям.

Предупрежден, значит вооружен. На культуру, экологию или научно-технический прогресс мы влиять не можем, но можем правильно относиться и адаптироваться - активная позиция дает преимущества.


***
И, как обещал, немного литературы, где среди прочего уделено внимание важности активной деятельности детей за рамками футбольных тренировок.
Губа В., Стула А., Кромке К. Подготовка футболистов в ведущих клубах Европы: монография/В. Губа, А. Стула, К. Кромке. – М.: Спорт, 2017. 
Футбол: типовая учебно-тренировочная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва [Текст] / Российский футбольный союз. – М.: Советский спорт, 2011.
Поурочная программа подготовки юных футболи­стов 6-9 лет. /Годик М.А., Мосягин С.М., Швыков И.А. – Н.Новгрод: РА «Квартал», 2012.
Петухов А.В. Формирование основ индивидуального технико-тактического мастерства у юных футболистов. – М.: Советский спорт, 2008.
Массовый футбол (дети не старше 12 лет). Организационно-методическое пособие. М. 2013.
Современный футбол: тенденции развития, методики спортивных тренировок, менеджмент и маркетинг / Материалы совместной научно-практической конференции 19 апреля 2017 года. – М.: Научный консультант, 2017.

Так же пособия и программы по массовому футболу, по организации работы детских секций, работы, посвященные отдельным направлениям развития футбольных навыков (технической или физической подготовке). Многие авторы популярной спортивной литературы, тоже обращают внимание на проблему активности детей – Рууд Гуллит, в книге «Как смотреть футбол», Дидье Дрогба, Рой Кин, Златан Ибрагимович и многие другие в своих автобиографиях.

Отблагодарить автора

Комментариев нет:

Отправить комментарий

UA-104963231-1