пятница, 13 октября 2017 г.

Роль родителей в развитии чемпиона

В прошлый раз писал, что выиграл курс обучения на скаута-разведчика, обучение прошел и успешно сдал экзамен, скоро получу сертификат. В той же Футбологике есть семинар для родителей «Как вырастить чемпиона?». Понятно, что это очень сильно перекликается с главной идеей данного блога. Вопрос остается открытым, потому что процесс воспитания/»выращивания» продолжается. Поиск ответов идет параллельно с освоением и применением той информации, что уже найдена, понята и пережита.

Для меня это все еще поразительно, но информации для ответа на вопрос с заглавия блога «Как воспитать футболиста?» или с заглавия семинара «Как вырастить чемпиона?» очень мало. Это действительно крупицы, обрывки, а не систематизированные и понятные мысли, рекомендации и замечания.

Я буду продолжать пытаться систематизировать и реагировать на то, что в этом поиске попадается. Вот и мимо этого семинара пройти не смог. Хотя и не полностью: семинар, как я понимаю, состоит из двух развернутых лекций, одна - спортивного психолога, другая - тренера-инструктора голландской футбольной ассоциации KNVB Луи Кулена (был старшим тренером в академии Зенита). Вот вторая часть обнаружилась на канале связанном с Футболгикой, в свободном доступе, хотя видео и не найдется поиском, а размещается в плей-листе и доступно только по ссылке. Уверен, не пожалеете полтора часа и узнаете много полезного.

А пока поделюсь общими впечатлениями и мыслями по итогам. Начну с того, что само внимание к проблеме со стороны слушателей и ее разработка спикером – это отличный знак, это то, что меня порадовало. Понимание роли среды и родителей в развитии юных футболистов приходит ко все большему количеству людей. Причем, не только со стороны родителей, то есть как бы с внешней стороны, но и со стороны тренеров и функционеров – с внутренней стороны футбола. В лекции на примере смещения приоритетов в скаутинге детей и юношей в Голландии показаны эти перемены – теперь оцениваются не только футбольные качества, но и семья ребенка. Понимание из какой семьи, понимание целей семьи, ее планов и отношения к увлечению ребенка позволяет прогнозировать развитие до профессионала с достаточно высокой точностью. Больше в этом смысле может сказать только скорость.

Мы пришли к этому пережив, прочувствовав, что атмосфера погружения, атмосфера поддерживающая увлечение делает эмоции ярче, позволяет добиться большего прогресса. Кроме того и сама по себе такая среда взаимодействия родителей и детей представляет ценность. Это общее дело, общее движение и сотрудничество.

В футболе, как и в любой другой сфере все переплетено: усилия, тренировки, эмоции, психология, обучение – все это связно одно с другим и оказывает взаимное влияние. Полноценная реализация и раскрытие своего максимального потенциала в какой либо сфере, возможно при сбалансированном развитии личности. Необходимо развитие интеллекта, физических качеств, эмоций, навыков общения, этики, укрепление характера.

Можно надеяться, что всему этому научат в школе и футбольном клубе или ребенок каким-то чудесным образом научится и разовьет все сам. Можно, но такие надежды напрасны, а ожидания себя не оправдают. Какую бы прекрасную историю самостоятельного развития или понимания всего самому мы бы не услышали, она была бы еще прекраснее при правильном содействии тех, кто окружает героя такой истории.

А герои в данном случае, это дети – юные футболисты. Они в центре всего происходящего. Луи Кулен, например, использовал достаточно яркий образ – это треугольник с вершинами из тренеров, учителей и родителей с юным игроком в центре. Важно, чтобы вершины не противостояли друг-другу, а взаимодействовали для максимальной пользы того, кто в центре. Во время выступления спикер несколько раз подчеркнул, кто находится на вершине этого треугольника, кто управляет процессом и вносит самый весомый вклад – родители

Футболист в центре взаимодействия родителей, тренера и учителей

С одной стороны всем родителям будет приятна такая оценка, с другой, вместе с пониманием роли и своей значимости, нужно в полной мере осознавать и ответственность, необходимость активного участия в воспитании и развитии.
Никто из учителей или тренеров не знает наших детей так, как мы - родители. Мечты, тревоги, настроение, слабости или то чем они гордятся – все это черты, формирующие их личность, к которой нужно относиться серьезно и учитывать ее особенности во взаимодействии с ребенком. При этом именно семья формирует личность, и в этом смысле она может быть даже важнее для футбольного и общего развития, чем тренеры в команде или учителя в школе.
Кроме треугольника хорош и образ кругов Эйлера, когда на пересечение неких сфер/областей формируется нечто другое, особенное. Упрощенно это вот так:


А у Луи Кулена похитрее и с дополнениями.
По ходу семинара предполагается усвоение ряда уроков:
Урок №1. Комфортная среда обитания вообще и для развития и становления ребенка как футболиста в частности – это роль/дело родителей.
Урок №2. Не нужно фокусироваться только на футболе – нужно разностороннее развитие, сбалансированное, причем не только детей, но и родителей.
Урок №3. Принимайте уровень развития ребенка таким, какой он есть. Тем более на первом этапе развития. Не важно, кто сейчас сильнее или слабее его, не надо сравнивать, нужно делать свое дело – учиться, тренироваться, словом развиваться, тогда прогресс будет обязательно и к ключевому – переходному от этапа к этапу моменту результат будет.
Урок №4. Максимально позитивно поддерживайте своего ребенка. На пути его развития может произойти много разных вещей, но так или иначе график роста не будет все время ровным и прямым, будут откаты.
Урок №5. У каждого ребенка должен быть ППР – Персональный план развития. Необходимо понимание текущего положения, цели к которой двигаемся и средств, которыми эта цель будет достигнута. ППР должен быть разнонаправленным, сбалансированным, а не только футбольным.
Урок №6. Заботьтесь о правильном питании своего ребенка. Питание играет очень важную роль в ППР. Дома ребенок должен получить на 100% лучшую и всю необходимую пищу для развития.
Урок №7. Родителям важно понять, что постоянная игровая практика важна для развития. Необходимо соревнование.
Урок №8. Открытая и постоянная коммуникация. Обмениваться информацией. Интересоваться делами в школе и в клубе. Быть частью ППР.

Думаю любому из них можно посвящать минимум по одной отдельной статье – интересные темы и для размышления и для конкретных шагов. А все это в виде списка, просто готовый и обозначенный фронт работы и деятельности для достижения поставленной цели.
Лекция заканчивается классным слайдом о том, сколько времени нужно для все той работы что раскрыта в лекции, той работы которую мы - родители хотим проделать сами. Режим такой работы очень простой:
Работа ведется ВСЕГДА, перерывов нет. 

Впечатления и от лекции и от курса «скаут-разведчик» у меня самые положительные, думаю Футбологика делает крутое и важное дело. В будущем обязательно расскажу об интересных моментах скаутского курса, в том числе и применительно к той работе, которую могут и должны делать родители. Расскажу, конечно, не в формате передачи содержания лекций, то есть всего того, что прослушал и законспектировал, а именно в формате широкого применения этих знаний в воспитании футболистов, как я это понимаю.

А пока всего хорошего! Интересных тренировок и удачных игр!

Отблагодарить автора

Комментариев нет:

Отправить комментарий

UA-104963231-1